1к.с. Поднебесные Зубья, январь 2007

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Туристский клуб «Ювента»

 Отчет

 о лыжном походе I к. с., совершенном с 1 по 9 января 2007 г. в районе Кузнецкого Алатау (Поднебесные Зубья)

Руководитель:Добарина И.А.

Маршрутная книжка: 0 - 1 - 07

Адрес:630126, Новосибирск, а/я-163

 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что пройденный маршрут соответствует первой категории сложности и может быть зачтён всем участникам и руководителю. Отчет использовать в библиотеке Новосибирского отделения туристско-спортивного союза России.

 СОДЕРЖАНИЕ

1.

Справочные сведения

1.1.

Проводящая организация

1.2.

Количественная характеристика пройденного маршрута

1.3.

Район похода

1.4.

Справочные ведения о районе

1.4.1.

Краткая общегеографическая характеристика Кузнецкого Алатау

1.4.2.

Туристская характеристика Кузнецкого Алатау

1.5.

Подробная нитка пройденного маршрута

1.6.

Состав группы

1.7.

Адрес хранения отчета, наличие кино и видео материалов

1.8.

Выпускающая МКК

2.

Организация похода

2.1.

Общая смысловая идея похода

2.2.

Варианты подъезда и отъезда

2.3.

Аварийные выходы с маршрута

2.4.

Изменения маршрута и их причины

3.

План-график заявленного маршрута

4.

График пройденного маршрута

5.

Техническое описание маршрута

6.

Выводы и рекомендации

7.

Литература

8.

Картографический материал

9.

Фотографический материал

     

 

1.    Справочные сведения

1.1.          Проводящая организация

 Новосибирский государственный педагогический университет. Туристский клуб «Ювента».

 

1.2.          Количественная характеристика пройденного маршрута:

 

Вид

туризма

Категория сложности

Протяженность

активной части похода, км

Продолжительность

в днях

Сроки

проведения

общая

ходовых

лыжный

первая

131

9

7

1.01 - 9.01.07

 

1.3.                   Район похода

 

Маршрут проходил в Кемеровской области и республики Хакасия, по Кузнецкому АлаТау, район Поднебесных Зубьев, по долинам рек Амзас, Большой Казыр, Теренсуг.

 

1.4.                   Справочные сведения о районе

 

1.4.1. Краткая общегеографическая характеристика Кузнецкого Алатау

 

Районом путешествия была выбрана южная часть горной системы Кузнецкий Алатау, расположенной на юге Сибири в пределах Кемеровской области и Красноярского края. Она состоит из отдельных горных массивов, расчлененных притоками рек Томи и Чулыма и является одним из звеньев пояса гор Южной Сибири.

Общая протяженность Кузнецкого АлаТау составляет 350 км. Данная горная страна не образует единой, вытянутой в одном направлении системы горных хребтов, а составлен группой разноориентированных отдельных гряд и массивов. Наиболее значительные отметки высот сосредоточены в южной части кузнецкого Алатау - в хребтах Тигер-Тыш и Кара-Тас, где они превышают 2000 м (г. Большой Зуб - 2045 м, г. Молния - 2137 м, г. Верхний Зуб - 2178 м и др.).

Характерной чертой рельефа Кузнецкого Алатау является сочетание типично гольцовых и плоских вершин с фоном обширных выровненных водоразделов. Альпийский рельеф в целом имеет ограниченное распространение и наиболее ярко выражен в хребте Тигер-Тыш. Отличительной особенностью Кузнецкого Алатау является широкое распространение каменных россыпей. Курумы почти сплошь покрывают вершины и значительную часть склонов хребтов Тигер-Тыш, Кара-Тас, Терень-Казырский до высоты 1100 - 1200 м, а отдельные курумные поля спускаются и еще ниже. Многие вершины выходят за пределы верхней границы леса, высота которой в его южной части составляет 1400 - 1450 м.

Наиболее характерным для описываемой территории является лесорастительный пояс среднегорной тайги, в котором преобладает пихта сибирская с примесью осины. На высотах 800 - 1300 м черновая тайга сменяется высокогорной кедрово-пихтовой тайгой. На восточном, менее увлажненном макросклоне Кузнецкого Алатау, пихта вытесняется лиственницей. Выше 1300 м древостой приобретает характер редколесий, перемежающихся зарослями ольхи и ивы с участками субальпийских лугов. Еще выше на склонах хребтов и водораздельных пространствах господствуют мохово-лишайниковые и кустарниковые тундры, а в виде отдельных пятен встречаются альпийские луга.

Климат Кузнецкого Алатау - континентальный. Средняя январская температура равна - 15° С, средняя июльская + 16° С. Особенностью района является большое количество осадков - 800-1500 мм в год (в верхнем поясе гор более 2000 мм). Наименьшее количество осадков обычно выпадает в январе- марте. Снежный покров образуется в конце октября и разрушается в середине мая, глубина его в среднем поясе гор достигает 3,5 м.

Гидрографическая сеть Кузнецкого Алатау хорошо развита. Почти все реки относятся к бассейну реки Оби. На характере речных долин сказывается асимметричность строения Кузнецкого Алатау. Долины западного склона имеют V-образные поперечные профили и отличаются крутым падением, нередко текут по коренным породам, образуя пороги и водопады.

Реки восточного склона имеют широкие, хорошо разработанные долины, иногда с совершенно плоским дном.

Широкое распространение в данном районе имеют горно-ледниковые озера. Только в верховьях бассейна реки Кара-Тас их более 50.

 

1.4.2. Туристская характеристика Кузнецкого Алатау

 

Для туристов особый интерес представляет южная часть Кузнецкого Алатау - от широтного участка долины реки Томь на юге до горы Двуглавая на севере, включающая в себя хребты Тигер-Тыш, Терень-Казырский, Кара-Тас, Междуказырский и южную часть хребта Кузнецкий Алатау.

Интерес этот обусловлен удобным транспортным положением, близостью к источникам рекреационного потока, сочетанием разнообразных типов ландшафта на очень компактной территории и незначительной затронутостью природных комплексов хозяйственной деятельностью человека.

В целом южная часть Кузнецкого Алатау является типичным горно-таежным районом с достаточно большим набором естественных препятствий, позволяющим проводить походы до 3 категории сложности включительно. Из локальных препятствий наиболее характерными являются перевалы, вершины, траверсы гребней.

Длительное туристское освоение этого района наложило свой отпечаток на спортивную ценность его природных условий. Разветвленная тропиночная сеть (в зимних условиях - наличие следа снегохода), приюты - снижают ценность одних естественных препятствий и повышают значимость других (траверсы хребтов, вершины, перевалы).

Административно данная территория относится к Усть-Абаканскому и Аскизскому районам Республики Хакасия и Междуреченскому району Кемеровской области.

1.5.                   Подробная нитка пройденного маршрута

 

г. Новосибирск - г. Междуреченск - ст. Лужба - р. Амзас - р. Алгуй - р. Большой Казыр - р. Алтазыр - р. Каинзас - р. Теренсуг - пос. Балыкса - г. Междуреченск - г. Новосибирск

 1.6.                   Состав группы

 

 {mosimage} 

Добарина Ирина Анатольевна, 27.02.60

МСМК, г. Новосибирск,

доцент Новосибирского государственного педагогического университета

V лыжная руководство Хамар-Дабан,

руководитель группы

 

 {mosimage} 

Мельников Алексей Викторович, 1.12.73

г. Новосибирск,

бизнесмен

1 пешеходная участие Новосибирская область

участник группы

завхоз

 {mosimage} 

Пономарева Елена Александровна, 15.04.86

г. Новосибирск,

студентка Новосибирского государственного педагогического университета

1 пешеходная участие Новосибирская область

участник группы, медик

{mosimage}

Шрайнер Борис Александрович, 12.08.79

г. Новосибирск

Частный предприниматель

1 пешеходная участие Новосибирская область

участник группы, рем. мастер, хронометрист

 {mosimage} 

Болдырева Екатерина Вячеславовна,

8.12.80

г. Новосибирск

т/ф «Скатт», менеджер

4 лыжная участие Западный Саян

1.7.                   Адрес хранения отчета

Отчет хранится в библиотеке Новосибирского Отделения Туристско-Спортивного Союза России по адресу: 630099, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая 3.

 

1.8.                   Выпускающая МКК

Предварительное рассмотрение маршрутных документов осуществлялось в МКК Сибирского Федерального округа № 154 - 00 - 666656555 Новосибирского отделения Туристско-спортивного союза России.

 

 

2.    Организация похода

 2.1.                   Общая смысловая идея похода

Прохождение маршрута было запланировано учебным планом начального уровня туристской подготовки для студентов Новосибирского государственного педагогического университета с целью закрепления полученных теоретических знаний на практике, а также, чтобы подготовиться к более сложному лыжному походу.

Для выполнения поставленных целей район Поднебесных Зубьев является наиболее оптимальным и доступным, как по финансовым, так и по временным затратам. Кроме того, отроги Кузнецкого хребта, предоставляющие собой такое разнообразие естественных препятствий характерных для лыжных маршрутов I-ой и II-ой категории сложности, что как нельзя, кстати, позволяет «новичкам» получить наиболее полное представление обо всех сложностях спортивного туризма.

 

2.2.                   Варианты подъезда и отъезда

Для того, чтобы добраться из Новосибирска к начальной точке маршрута, в основном используют железнодорожный транспорт. Вначале поездом добираются до г. Новокузнецка. Через 40 минут после прибытия пассажирского поезда в г. Новокузнецк идет электричка до г. Междуреченска. Отправление электропоезда до ст. Бискамжа  от вокзала г. Междуреченска через 10 минут после прибытия электропоезда из Новокузнецка. Пассажирский поезд и электропоезда стыкуются. Это очень удобно - уже следующий день можно планировать как первый походный.

 

2.3.                   Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы с активной части маршрута обычно планируются по обстановке и до ближайшего приюта, находящегося в этом туристском районе (приютов порядка 10 шт.). В среднем по времени это составляет от нескольких часов  до суток в зависимости от места нахождения.

 

2.4.                   Изменения маршрута и их причины

Заявленный группой маршрут был пройден полностью без каких-либо отклонений от его нитки. В процессе прохождения были скорректированы планируемые места ночлегов, в связи с более высоким темпом передвижения и наличием дров. На это повлияло в первую очередь боевой настрой членов группы, а во вторую, их хороший уровень физической  и технической подготовки.

 

3.           План - график заявленного маршрута

 

Дата

День

пути

Участок пути

км

1.01

 

г. Новосибирск - г. Новокузнецк

 

2.01

1

г. Новокузнецк - г. Междуреченск - ст. Лужба

ст. Лужба - р. Амзас - р. Алгуй

 

16

3.01

2

р. Алгуй - пер. Алгуйский - р. Малый Казыр - р. Большой Казыр

19

4.01

3

р. Большой Казыр

13

5.01

4

р. Большой Казыр - р. Алтыазыр

21

6.01

5

р. Алтыазыр - р. Каинзас

21

7.01

6

р. Каинзас - р. Теренсуг

26

8.01

7

р. Теренсуг - ст. Балыксу

15

9.01

8

г. Новокузнецк - г. Новосибирск

 

10.01

9

Запасной день

 

Итого активными способами передвижения 131 км (с учетом коэфф. 1,2)

 

4.    График пройденного маршрута

 

Дата

День

пути

Участок пути

км

1.01

1

г. Новосибирск - г. Новокузнецк

 

2.01

2

г. Новокузнецк - г. Междуреченск - ст. Лужба

ст. Лужба - р. Амзас - р. Алгуй

18

3.01

3

р. Алгуй - пер. Алгуйский - р. Малый Казыр - р. Большой Казыр

19

4.01

4

р. Большой Казыр

15

5.01

5

р. Большой Казыр - р. Алтыазыр

17

6.01

6

р. Алтыазыр - р. Каинзас

21

7.01

7

р. Каинзас - р. Теренсуг

26

8.01

8

р. Теренсуг - ст. Балыксу

15

9.01

9

г. Новокузнецк - г. Новосибирск

 

Итого активными способами передвижения 131 км (с учетом коэфф. 1,2)

 

 

 

5.    Техническое описание маршрута

 

 

 

 

Дата

День

пути

Участок

пути

Характер пути

Км

Ход.

время

Метео

условия

Ф

1.01

 

г. Новосибирск - г. Новокузнецк-

Из г. Новосибирска вечерним поездом до г. Новокузнецка

 

 

 

 

 

2.01

1         

г. Новокузнецк - г. Междуреченск - ст. Лужба

 

 

ст. Лужба - р. Амзас - р. Алгуй

Из г. Новокузнецк эл. поездом до г. Междуреченск 1,5 часа. Из г. Междуреченска эл. поездом до ст. Лужба 1,5 часа.

От станции до т/б «Поднебесные Зубья» в котором находится ПСС МЧС РФ вдоль ж/д дороги 1,5 км. Движение по тропе без лыж. В поселке встали на учет в ПСС. Дальше вверх вдоль р. Амзас и р. Алгуй по следу снегохода. Движение на лыжах.

Ночевка в одном км не доходя до приюта «Рубановый Стан» и перевала Алгуйский.

18

2 ч 50 мин

Снег, видимость не более 2 км

T= - 12°

1,

2,

3,

4,

5

3.01

2         

р. Алгуй - пер. Алгуйский - р. Малый Казыр - р. Большой Казыр

Подъем на перевал Алгуйский пологий по следу «Бурана», спуск с перевала в сторону р. Большой Казыр сначала тропим сами (так проще), затем спускаемся по следу «Бурана». Спуск с перевала занял 55 минут.

Тропление лыжни вдоль р. Большой Казыр. Глубина тропления 20 см.

19

5 ч 50 мин

Ясно

T= - 20° днем, вечером сильно похолодало

6,

7

8,

9,

10,

11,

12,

13

 

4.01

3         

р. Большой Казыр

В 08:30 начало движения вдоль реки Большой Казыр вверх по течению. Тропление лыжни. Глубина тропления до 30 см.

Ночевка выше впадения руч. Переходной в р. Большой Казыр.

15

3 ч 25 мин

Замечательная видимость, холодно

14,

15,

16

5.01

4         

р. Большой Казыр - р. Алтыазыр

Выход в 7:45. Продолжаем двигаться вдоль реки Большой Казыр.  Тропление снега. Глубина тропления до 30 см.

В 10:45 подошли к впадению р. Алтыазыр в р. Большой Казыр. В этом месте находится приют «Адмиралтейский» Людей нет, следов пребывания тоже. Здесь пообедали.  После обеда тропление лыжни вдоль реки Алтыазыр.

Ночевка на повороте реки Алтыазыр на запад.

17

4 ч 10 мин

Видимость до 1 км, идет снег, порывистый ветер

17,

18,

19

6.01

5         

р. Алтыазыр - р. Каинзас

Выход в 7:30. Тропление лыжни. Глубина лыжни до 30 см. Через час вышли на перевал Алтыазырский. Седловина широкая, представляющее собой обширное снежное поле.

Начало спуска в 8:35.

Ночевка на берегу р. Каинзас не доходя 2 км до его впадения в р. Теренсуг.

21

4 ч 40 мин

Улучшение видимости, общее похолодание до - 20°

20,

21,

22,

23

7.01

6         

р. Каинзас - р. Теренсуг

Выход в 7:25. Движение вдоль р. Каинзас. Тропление лыжни. Выход на дорогу, идущую вдоль реки Теренсуг. Идет след «Бурана». Движение по следу «Бурана», что позволило нам пройти значительное расстояние.

Ночевка напротив красивых скальных выходов не доходя 500 м от впадения второго притока  (после Нижней Березовой) в реку Теренсуг.

26

5 ч 45 мин

Пасмурно, холодно

24,

25

8.01

7         

р. Теренсуг - ст. Балыксу

Выход в 8:15. Вдоль реки Теренсуг по следу снегохода.

След вел до самого поселка Балыкса.

В п. Балыкса мы пришли в к 11:20.

Вокзал закрыт. На поезде добрались до Бискамжи. Оттуда - до Междуреченска - и до Новокузнецка

15

2 ч 55 мин

Пасмурно,

T= - 25°

26,

27,

28,

29

9.01

 

г. Новокузнецк - г. Новосибирск

Поездом приехали в Новосибирск.

 

 

 

 

 

Расчет категорирования маршрута не производился, т.к. количество километров и количество дней соответствуют маршруту первой категории сложности.

 

 

6.    Выводы и рекомендации

 

1.     Пройденный маршрут соответствует I категории сложности.

2.     Группа прошла запланированный маршрут в соответствии с графиком движения.

3.     Все участники справились со своими обязанностями и приобрели начальные навыки туризма в плане выживания в походных условиях, в обустройстве своего быта.

4.     Поставленные цели похода выполнены. Полученный опыт создаёт благоприятную основу в подготовке к более сложным походам.

5.     Данный район очень живописен и популярен у любителей путешествий. На станции «Лужба» есть ПСС. При движении по рекам Амзас, Алгуй, ручей Куприяновский встречалось множество групп туристов и приютов. Эти факторы делают маршрут более безопасным с одной стороны т.к. при необходимости имеется больше шансов получить помощь, чем в мало посещаемых районах. С другой стороны в начальной фазе похода теряется спортивность - очень много людей, приютов, наличие лыжни.

6.     Рекомендуем данный маршрут для прохождения группами лыжного маршрута первой категории сложности.

 

7.    Литература

 

1.                 Сборник нормативных актов по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001 - 2004 гг. «Русский турист», выпуск № 7.

2.                 Отчеты о спортивных походах I к.с. по Кузнецкому Алатау хранящиеся в библиотеке Новосибирского клуба туристов.

Добавить комментарий

2018_Kazachiy_ostrog1.jpg

Последние комментарии

© 2017 НО НО ФСТР