2 к.с., Северо-Восточный Алтай, январь 2004

Новосибирское отделение туристско-спортивного союза России Туристский клуб "Юнион"

Отчет

 о лыжном походе II к.с.,
совершенном с 16 января по 24 января 2004 г.
в Усть–Коксинском районеРеспублики Горный Алтай
 

Руководитель: Анникова Т. А.
Маршрутная книжка: 0 – 07 – 04
Адрес руководителя:  
г. Новосибирск – 37, а/я 45тел. 37 – 24 – 57e – mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

      

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что пройденный маршрут соответствует второй категории сложности и может быть зачтен всем участникам и руководителю. Отчет использовать в библиотеке Новосибирского отделения туристско-спортивного союза России.

Н О В О С И Б И Р С К 2004

1. Справочные сведения

1.1. Проводящая организация: туристский клуб «Юнион».

1.2. Количественная характеристика пройденного маршрута:

Вид туризма Категория сложности Протяженностьактивной части похода, км Продолжительность Срокипроведения
общая ходовых дней
лыжный вторая 153 9 8 16.01 – 24.01. 2004 г.

1.3. Район похода:Поход совершен в Усть–Коксинском районе республики Горный Алтай (Северо–Западный Алтай)

1.4. Справочные сведения о районе.Северо–Западный Алтай веером снижающихся хребтов проникает далеко на запад, образуя широкую полосу предгорий, в природных условиях которых нашли отражение и равнинные, и горные элементы. Хребты эти редко достигают снеговой линии, их плосковерхие массивы сильно изрезаны широкими долинами рек.Климат здесь относительно мягкий: весной и летом много солнечных дней, умеренное количество осадков.На юге района в широтном направлении начинается хребет Листвяга. У истоков реки Тихой хребет понижается до 1500 м и, резко повернув на север, вновь набирает высоту до 2500 м.Разветвленная речная сеть хребта несет на севере свои воды в Катунь, на юге – в Бухтарму. Главные реки на севере – Тихая, Быструха, Бирюкса, на юге – Берель, Черновая, Язовая, Черневая.На севере хребет Листвяга смыкается с коротким и низким хребтом Холзун. В месте стыка на север отходит большой отрог Ак-Тайга (2100 м), с которого берут начало левые притоки Катуни Бирюкса и Кайтанак и правые притоки Красноярки.Максимальная отметка Листвяги – Белок Чемчедай (2624 м), протяженность хребта – около 130 км. На севере имеется значительный отрог – Карагайские горы, расположенные в междуречье рек Карагай и Хайдун, притоков Коксы.Гора Линейский белок (2599 м) отделяет Холзун от Коксуйского хребта (2300 м), протянувшегося почти в меридиональном направлении на 100 км. Главные реки с алтайской стороны – Коксочка, Кумир, с казахской – Белая и Черная Уба.Севернее стыка Коксуйского и Тигирекского хребтов небольшая горная цепь соединяет эту систему с Коргонским хребтом (2421 м), который охватывает стык с севера широкой дугой протяженностью около 200 км. Главные реки – Чарыш, Кумир. Усть–Коксинский район расположен в юго-западной части Горного Алтая, граничит с Усть–Канским, Онгудайским и Кош–Агачским районами Республики Алтай и Казахстаном и находится в непосредственной близости от Монголии и Китая.Площадь Усть–Коксинского района – 12,96 тыс. кв. км, население 17498 человек. Всего на территории района 42 населенных пункта. Около 80% населения района – русские и 20% – алтайцы, кроме этого в районе проживают казахи, украинцы, немцы и др. народы.В административном плане территория района разбита на 9 сельских администраций. На территории района зарегистрировано свыше 150 предприятий, организаций и 508 предпринимателей. На 1. 01 .2001 года из 10279 человек экономически активного населения на производстве или в других сферах деятельности было занято 6642 человека.Усть–Коксинский район отдален от крупных промышленных и торговых центров. Расстояние от Усть–Коксы до Горно–Алтайска 401 км, до ближайшей железнодорожной станции и аэропорта г. Бийска 510 км. Пока единственный вид транспорта на сегодняшний день автомобильный, в перспективе планируется возобновление авиаперевозок.На территории района представлены в основном высокогорные ландшафты. Абсолютные высоты варьируют от 765 до 4506 м (г. Белуха) над уровнем моря. Основу горной системы района составляет Катунский хребет, центральное место занимает в нем массив горы Белухи. Также на территории района расположены хребты Теректинский, Листвяга, Холзун.В районе расположено 80% всех ледников Алтая, которые дают начало основной водной артерии района – р. Катунь и ее многочисленным притокам. Катунь и ее главный приток Кокса, протекая по долине, делят ее на три «степи» – Уймонскую, Абайскую и Катандинскую.Особую живописность и привлекательность району придают почти тысяча красивейших высокогорных озер, крупнейшие из них – Тайменье, Кучерлинское, Ак-Кемское, Нижнее Мультинское, Среднее Мультинское, Верхнее Мультинское, Поперечное – являются и наиболее популярными туристическими объектами на Катунском хребте. Растительный и животный мир района богат и разнообразен. Более 1500 видов растений, многие из которых являются ценнейшим лекарственным сырьем, произрастают на территории района. В связи с особенным геологическим строением земной коры, характерными тектоническими разломами все растения обладают повышенной биологической активностью. В свою очередь, это является основой для получения уникальных экологически чистых продуктов. В районе находятся крупнейшие в России запасы таких известных лекарственных растений, как золотой, маралий, красный корни, бадан и др. На территории района обитает 55 видов млекопитающих, 8 видов рыб. Птицы района представлены 207 видами, из них 22 занесены в Красную книгу РФ. Наиболее редкие: черный аист, беркут, черный гриф, балобан, сапсан, алтайский улар, серый журавль, красавка. Из копытных - марал, лось, косуля, кабарга, сибирский горный козел являются промысловыми видами. На территории района находится местообитание одного из редчайших видов животных планеты – снежного барса (ирбиса).

1.5. Подробная нитка пройденного маршрута:г. Новосибирск – по. Усть–Кокса – д. Кайтанак – пер. Кайтанакский (н/к, 1859) – пер. 1771, н/к – р. Красная Бирюкса – р. Бирюкса – р. Катунь – с. Маралаводка – пос. Усть–Кокса – г. Новосибирск

1.6. Состав группы:

Ф. И. О. Годрождения Домашний адрес Опыт
Анникова Т. А. 1979 Новосибирск –37, а/я 45 II ЛУ (Кузнецкий Ала - Тау), II ЛР (Кемеровская обл., НСО)
Скородумов Ю.В. 1947 ул. Челюскинцев 17 – 47 VI ЛУ (Колыма)
Зеленкин К.Ю. 1984 ул. Маяковского д. 24/1 – 90 I ЛУ(НСО)
Янова Н.В. 1983 НСО, ул. Ягодная, 20 IЛУ (НСО)

1.7.Адрес хранения отчета, наличие кино и видио материалов: Отчет хранится в библиотеке Новосибирского Отделения Туристско-Спортивного Союза России.

1.8.Выпускающая МКК: Поход рассмотрен Западно-Сибирской зональной МКК № 154 – 00 –66665553 Новосибирского Отделения Туристско-Спортивного Союза России.

2.Организация похода.

2.1.Общая смысловая идея похода:Усть–Коксинский район не случайно был выбран в качестве района похода. Летом 2003 года часть группы уже побывала в этом районе в пешеходном походе на гору Красная, а часть – на сплаве по рекам Бирюкса и Катунь. Красивые места, достаточно интересные препятствия и склонили нас в выборе. Тем более у группы была договоренность с базой "Уймонский ковчег" по проживанию в начале и конце маршрута и по поводу заброски на начало маршрута. Поэтому кроме спортивной цели, заключавшейся в прохождении лыжного похода второй категории сложности, мы ставили перед собой и ознакомительную цель с новым районом, а так же разработку нового зимнего маршрута для плановых туристов.

2.2.Варианты подъезда и отъезда.До начала маршрута пос. Усть–Кокса можно добраться несколькими путями:1.Любым способом (поезд, автобус) добраться до г. Барнаула, далее пересесть в автобус до г. Горно–Алтайска, а там либо на такси добираться до пос. Усть–Кокса, либо же ночевать и утром выезжать на рейсовом автобусе. Стоимость частного транспорта и общественного имеет небольшую разницу в 40 – 50 рублей. Если выбирать следующий способ заброски (поезд до г. Барнаула, частный автобус до Горно–Алтайска, частный автобус до Усть–Коксы), то уже к 16 часам можно быть на месте.2.Выехать из Новосибирска сразу до Горно–Алтайска на рейсовом автобусе (время отправления из Новосибирска около 11 часов), затем после ночевки в Горно–Алтайске, сесть на рейсовый автобус до Усть–Коксы.3.Арендовать транспорт заранее из Новосибирска или же из Бийска или Барнаула.Наша группа добиралась на собственном автобусе, поэтому проблем с заброской не возникало. Однако при варианте с общественным транспортом стоит учесть такую особенность: автобус "Горно–Алтайск – Усть–Кокса" в зимний период может ходить 2 – 3 раза в неделю.До с. Кайтанак группа была завезена на том же автобусе. В Усть–Коксе можно ЗАРАНЕЕ договориться о машине, которая может забросить группу к началу маршрута.Выезд группы может так же быть заранее подготовленным (из Усть–Коксы практически каждый день в Новосибирск едут местные торговцы, которые с удовольствием берут пассажиров. Стоимость проезда у нас в этом случае составила по 800 рублей с человека), либо же на общественном транспорте до Горно–Алтайска (автобус отправляется с площади поселка в 8 утра), а потом через Бийск или Барнаул до Новосибирска.

2.3.Аварийные выходы с маршрута.Аварийными выходами с района горы Красная являются выходы группы по своему же пути в сторону с. Кайтанак. Зимой можно еще встретить охотников на снегоходах, которые в этом районе тоже могут оказать реальную помощь. Аварийные выходы по р. Катунь практически не возможны, но по реке от устья р. Текеля имеется след от тракторов и снегоходов, и живут пастухи, так что помощь можно получить либо выходя вниз но Катуни, либо при обращении к местному населению. Однако стоит отметить, что это в основном староверы, которые не слишком сильно стремятся к общению.

2.4.Изменения маршрута и их причины.В маршруте были сделаны некоторые изменения. Из него было убрано восхождение на гору Красная. Это было связано с тем, что на маршрут группа вышла на 0,5 дня позже, чем было запланировано, т.к. автобус прибыл на базу "Уймонский ковчег" не вечером, как было запланировано, а только в 10 часов утра 17 января, ожидание ЗАКАЗАННОЙ заранее машины усугубило отставание во времени, поэтому все ночевки маршрута были сдвинуты немного. Дополнительно очень глубокий снег (до 50 см глубина лыжни) в районе озера Красное и болезненное состояние одного из участников не позволило нам в заявленные сроки совершить восхождение, поэтому от него, к сожалению, пришлось отказаться.3.

План - график заявленного маршрута

Дата День пути Участок пути км
16.01 1 г. Новосибирск – пос. Усть–Кокса 850
17.01 2 пос. Усть–Кокса – с. Кайтанак – пер. Кайтанакский (1859, н/к) – исток р. Кайтанак 30
18.01 3 исток р. Кайтанак – пер. 1771, н/к – озеро Красное 16
19.01 4 дневка: радиальный выход на вершину Красная (1А, 2471) 2
20.01 5 озеро Красное – р. Красная Бирюкса – р. Бирюкса – устье р. Громотуха 18
21.01 6 устье р. Громотуха – р. Бирюкса 18
22.01 7 р. Бирюкса – р. Катунь 20
23.01 8 р. Катунь – с. Мараловодка – пос. Усть–Кокса 32
24.01 9 пос. Усть–Кокса – г. Новосибирск 850
25.01 10 запасной день
26.01 11 запасной день
Итого активными способами передвижения 150 км (без учета коэффициента)

4. График пройденного маршрута.

Дата День пути Участок пути км
16.01 1 г. Новосибирск – пос. Усть–Кокса 850
17.01 2 пос. Усть–Кокса – с. Кайтанак – под пер. Кайтанакский (1859, н/к) 28
18.01 3 место ночевки – пер. Кайтанакский (1859, н/к) – пер. 1771, н/к – истоки р. Красная Бирюкса 16
19.01 4 истоки р. Красная Бирюкса – подход под озеро Красное 8
20.01 5 место ночевки – р. Красная Бирюкса – устье р. Быстрая Бирюкса – недалеко от устья р. Тихая Бирюкса 20
21.01 6 место ночевки – р. Бирюкса – р. Чудимовка 13
22.01 7 р. Чумаковка – р. Бирюкса – р. Катунь 24
23.01 8 р. Катунь – с. Мараловодка – с. Огневка – пос. Усть–Кокса 44
24.01 9 пос. Усть–Кокса – г. Новосибирск 850
Итого активными способами передвижения 153 км (без учета коэффициента)

5. Техническое описание маршрута.

Дата День пути Участок пути Характер пути Км Ходовое время Метео– условия Ф
16.01 1 г. Новосибирск – пос. Усть–Кокса Группа должна была ехать в Усть–Коксу на собственном автобусе. Выезд был запланирован на 10 часов утра, однако по техническим причинам выезд отложили до 19 часов. В результате 14 часов пути и … По пути заехали в Горно–Алтайск, где встали на учет в ПСО "Горно–Алтайск". 850 16 температура воздуха ночью –35 °С  
17.01 2 пос. Усть–Кокса – с. Кайтанак – под пер. Кайтанакский (1859, н/к) В пос. Усть–Коксу приехали в 10 часов утра. На базе "Уймонский ковчег" последний раз проверили взятое снаряжение и продукты, и ждали, пока нас завезут на автобусе к началу маршрута – с. Кайтанак (20 км). До него идет хорошая дорога (летом засыпная, местами с асфальтовыми вставками). В результате всех добираний мы вышли с окраины Кайтанака только в 13 часов. Первые несколько километров шли по санному следу по летней дороге, которая под снегом видна была не четко. Глубина снега не большая, но с уходом на чистый снег увеличилась до 20 см. Подъем на перевал слабо выражен, в крутых местах четко выделялась летняя дорога, поэтому придерживались заложенного ею серпантина. Из малого количества ходового времени 1 час потратили на ремонт вылетевшего крепления. В остальном обошлись без приключений. Есть небольшая проблема с дровами для ночевки. Лес в округе преобладает лиственный, однако, не дойдя 2 км до вершины перевала, мы нашли осинник и встали в нем на ночевку. 28 2 – 20 Ясно, температура ночью –30 °С, днем – 25–30 °С 12345
18.01 3 место ночевки – пер. Кайтанакский (1859, н/к) – пер. 1771, н/к – истоки р. Красная Бирюкса В данном районе светает достаточно рано. В 7.30 уже достаточно светло для движения. Темнеет же немного позже, чем в Новосибирске. В 17.30 начинаются сумерки. Днем достаточно тепло, после подъема на перевал появилось солнце, и стало жарко. Продолжаем движение по маршруту, придерживаясь направления летней дороги. Ближе к бывшей дер. Чернушки (там теперь охотничий домик, а летом – летние выпасы скота) появляется след от снегохода, продолжаем движение по нему. Снега много, глубина лыжни от 20 до 25 см. Лес понемногу меняется, появляются кедры, но лиственница преобладает. Исток реки Кайтанак – незамерзающий даже в такую температуру ручей. В лесу очень много звериных следов. При подходе к перевалу 1771 встретили двух охотников, которые очень удивились, увидев в этом районе группу туристов, говорят, что для этих мест мы редкость. Подъем на перевал постепенный, пологий, снежный, после него движение по хребту. На ночевку остановили в 2 км от бывшей деревни в истоках реки Красная Бирюкса. 16 5 – 20 Ясно, температура ночью –20 °С, днем –12–15 °С, сильный ветер 678
19.01 4 истоки р. Красная Бирюкса – подход под озеро Красное Утром и ночью был сильный ветер. К часам 12 утих. Из–за позднего выхода на маршрут в первый день, мы на сегодняшний день имели отставание по графику на пол дня. Плюс один из участников неважно себя чувствовал, поэтому не мог идти с достаточной скоростью. Это нам сильно помешало, и группа не успела даже дойти до озера, о восхождении на гору Красная пришлось забыть. Поэтому на ночевку встали на хребте, приняв решение завтра продолжать дальнейший путь по маршруту, спустившись к истокам реки Красная Бирюкса. 8 5 Ясно, температура ночью –25 °С, днем – 20 °С 9
20.01 5 место ночевки – р. Красная Бирюкса – устье р. Быстрая Бирюкса – недалеко от устья р. Тихая Бирюкса С места ночевки вернулись по своей лыжне до спуска к реке, вышли на след от снегохода, по которому шли 1 час, потом началась работа. Снег очень глубокий, средняя глубина лыжни 35 см, местами до 50 см. Снег очень тяжелый. Движемся сначала по левому берегу реки (орфографически) не спускаясь к реке, так как она очень извилиста. Так продолжается до устья реки Озерная Бирюкса. Там обедаем, и далее продолжаем движение по самой реке. На ней достаточно мостов, но и промоины, чуть засыпанные снегом встречаются достаточно часто. Глубина льда составляет примерно 10 – 20 см. Река местами перекрыта ледяными торосами. Берега очень крутые, по ним движение невозможно, поэтому приходится петлять вместе с рекой, что существенно увеличивает количество пройденных километров. Вчера встреченные охотники говорили, что в устье Быстрой Бирюксы имеется избушка, но мы ее не видели. На ночевку встали не доходя 2 км до устья Тихой Бирюксы. 20 5 Ясно, температура ночью –35–40 ° С, днем – 20 к вечеру понижение до 30 °С 101112
21.01 6 место ночевки – р. Бирюкса – р. Чумаковка После слияния Красной и Тихой Бирюксы мы пошли по Бирюксе. Река менее петляет, но зато появляется множество промоин, засыпанного снегом ломанного льда, а так же огромных камней, имеющихся в русле. Повороты протяженные, но берега в основном позволяют сократить путь. Средняя глубина лыжни по реке 40 см, в лесу – 35 см, поэтому передвижение по снегу несет радость, однако приходится более четко выбирать путь, поскольку некоторые места с большим буреломом. В некоторых местах приходилось идти по реке, так как крутые берега не имели низких террас, и подняться на них не было возможности. Стоит отметить, что весь этот день мы шли без солнца. Высокие хребты, окружающие реку не пропускали его вниз. Вершины горок были все время освещены солнцем, но до дна лучи не доходили. Поэтому было постоянное ощущение надвигающегося вечера. На ночевку встали в тайге на левом берегу притока Чумаковка. 13 6 – 10 Ясно, температура ночью –40 °С, днем – 30 °С
22.01 7 р. Чумаковка – р. Бирюкса – р. Катунь Место ночевки было очень хорошим в смысле наличия дров и воды, но выход на Бирюксу оказался осложнен большим количеством кустов и поваленных деревьев. Причем в некоторых местах Чумаковка была совсем открыта. Глубина снега в лесу до 30 см. На Бирюксе снизилась до 20 см. Ближе к Катуни снега становилось все меньше и меньше 5 – 10 см. От места ночевки мы шли по реке, далее вышли на след от снегохода, который нас сопровождал до конца маршрута. Поверхность реки стала более неровной, имелись большие и протяженные разломы толстого льда, на поверхности появились больших валуны, покрытые льдом и снегом, у устья стали видны участки открытой воды. По берегу все это обойти практически невозможно, так как берега очень крутые, место для ночевки найти очень сложно, но сухие дрова для обеда находятся без проблем. Вышли в долину Катуни. Снега практически нет. На левом берегу встретили 2 избушки. В них не заходили, но в одной видели дым из трубы. На ночевку встали прямо на льду около берега, поскольку столкнулись с тем, что если есть место на берегу, чтобы поставить палатку, то нет дров, а если есть дрова, то растут они на крутом берегу… 24 6 – 50 Ясно, температура ночью – 45 °С, днем – 30 °С 1314151617
23.01 8 р. Катунь – с. Мараловодка – с. Огневка – пос. Усть–Кокса Утром продолжали движение по буранному следу, после впадение правого притока Катуни Текеля на реке появился тракторный след, который, как выяснилось потом, вел к рабочему поселку на левом берегу Катуни (7 км от Мараловодки). От этого поселка до с. Мараловодка имеется санная дорога, по которой возможно идти без лыж. Таким образом вышли в село. На главной площади стоял автобус, на котором мы доехали до с. Огневка. Стоит отметить, что нам просто повезло, так как этот автобус ходит несколько раз в день ежедневно. И последний рейс по маршруту "Мараловодка – Огневка" уходит в 13.50. Сломанное окно задержало водителя, который нас и забрал. Но в Огневке нас ждала неудача, автобуса больше не было, подвезти нас никто не захотел, поэтому оставшиеся 9 км пришлось идти пешком. Около 17 часов мы были на базе в Усть–Коксе. По приходу в деревню, мы узнали о стоящей температуре. Всю неделю ночью стояло – 45 °С, днем чуть поменьше – 40 °С. 44 4 Ясно, температура ночью –45 °С, днем – 30 °С 1819
24.01 9 пос. Усть–Кокса – г. Новосибирск В 11 часов дня мы на попутном УАЗике мы выехали в Новосибирск. Стоимость проезда составила по 800 руб. с человека. В 3 часа ночи мы были в городе. 850 15 20

Итого пройдено активными способами передвижения 153 км (без учета коэффициента).

6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте. Потенциально опасными участками на маршруте являлись реки. Наличие разломов льда, полыней заставляло иногда с особой осторожностью искать пути движения, но по разговорам с местными охотниками лед на реках маршрута становится реально опасным в начале – середине марта.В более поздние месяцы вполне возможен сход лавин со склонов долины рек Красная Бирюкса и Бирюкса

7. Дополнительные сведения о походе. При выходе на маршрут у группы имелся необходимый набор медицинской аптечки, необходимый ремонтный набор. В достаточном количестве имелось личное и общественное снаряжение. Продукты брались из расчета 1 кг на человека в сутки.

Весовые характеристики груза при выходе на маршрут: 

Наименование На 1 человека На группу в 4 человек
Продукты (всего/в день) 8 / 1 32 / 4
Групповое снаряжение 5 20
Личное снаряжение 10 40
Всего 23 92
Максимальная нагрузка на одного мужчину – 24 кг  женщину – 20 кг

8. Расчет категорирования лыжного маршрута. Расчет категории данного маршрута произведен по методике категорирования лыжных маршрутов, приведенной в Русском туристе.

Принятые сокращения:

ЭП эквивалентная протяженность  
ТС техническая сложность  
П протяженность маршрута, км , где к = 1, 2, Д - длина маршрута по карте
В общий перепад высот , где m = 1,  - общий перепад высот каждого дня пути
Т работа, затраченная на преодоление категорированных препятствий (КП)  

Характеристики маршрута: П = 183,6 км, перепад высот В = 2 км, t = 9 дней, число КП = 0.1. Соответствие минимальной протяженности: П = 183,6 км = 150 км2. Соответствие минимальному количеству КП: КП = 0 = 3. Совершенная работа Т = 04. Соответствие минимальной технической сумме: ТС = (В + Т) = 2 + 0 = 25. Эквивалентная протяженность маршрута: = 183,6 + 5 = 188,6 Так как ТС = 0, то ,

Вывод: Маршрут по значению параметра ЭП соответствует II к. с.

Высотный график маршрута:

9.Выводы и рекомендации. 

  1. Данный маршрут соответствует II категории сложности.
  2. Группа прошла маршрут, который проходил через 2 некатегорийных перевала Кайтанакский (1859 м) и 1771 м, изменив по уважительным причинам заявленный маршрут, из которого было исключено восхождение на гору Красная.
  3. Все участники справились со своими обязанностями.
  4. Пройдя данный маршрут можно его рекомендовать другим группам в период с середины февраля по начало марта. Так как в этот период снег на реках становится более плотным, появляется наст, и становится заметно теплее. Поход в более ранние сроки грозит сильными морозами и сыпучим, тяжелым, глубоким снегом, более позднее время выхода на маршрут страшно вскрытием рек маршрута, поскольку обхождение по берегу таких мест практически не возможно.
  5. В спортивном отношении, данный район очень интересен, поскольку может там можно проходить маршруты до 4 категории сложности включительно. Местность временами очень напоминает Кузнецкий Ала–Тау.

10. Литература.

  1. Сборник нормативных актов по спортивно – оздоровительному туризму в России на 2001 – 2004 гг. Русский турист
  2. Информационный сборник "Усть–Коксинский район"
  3. Туристские тропы Алтая" М. Маркин, М. Колчевников, В. Еременко, Барнаул, 1984.
Добавить комментарий

2018_Kazachiy_ostrog1.jpg

Последние комментарии

© 2017 НО НО ФСТР