4у к.с. горный Центральный Тянь-Шань, хребет Борколдой, рук Лучко, 3 место СФО

Содержание материала

  • Аннотация:
    Основная часть технического отчёта о походе по Борколдою. Маршрут похода: Застава Карасай - р. Узенгикууш-Туюк - пер. Ветреная Лампа (2А) - р. Джагалмай - ледник из-под перемычки между 4708,8 и г. 4959, 0 - пик Жабыч (1Б, рад. п/п) - ледн из-под пер. Ольги Вороновой - г. Алёна + г. Лена (радиальный траверс, 2Б, п/п) - пер. Ольги Вороновой (2А) - р. Джарыктал - пер. Щеглова Михаила (2А, одностороннее п/п, радиально) - Г. Мэрик (5005 м.) + г. Мэри (5027,4 м.)+ 5170 (п. Павла Филонова) (рад. траверс, 3А, п/п) - пер. Джарыктал Восточный (2А) - ледн. Джагалмай - пер. Кореш (2Б, п/п) - ледн. Карасу - р. Карасу - р. Узенгикууш-Туюк - застава Карасай

 


Лучко М. И.
Отчёт о горном маршруте четвёртой с элементами пятой категории сложности,
совершённом с 5.08. по 1.
09. (активная часть с 9.08. по 27.08.) по хребту Борколдой Центрального Тянь-Шаня.
Маршрутная книжка: 001-061-09 1.

Справочные сведения 1.1. Количественная характеристика пройденного маршрута:

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая ходовых дней
горный

Четвёртая с эл. пятой

153,5 км.

27

19

5.08. - 1.09.


1.2. Подробная нитка пройденного маршрута:
г. Новосибирск - г. Алматы - г. Каракол - Застава Карасай - р. Узенгикууш-Туюк - пер. Ветреная Лампа (2А) - р. Джагалмай - ледник из-под перемычки между 4708,8 и г. 4959, 0 - пик Жабыч (1Б, рад. п/п) - ледн из-под пер. Ольги Вороновой - г. Алёна + г. Лена (радиальный траверс, 2Б, п/п) - пер. Ольги Вороновой (2А) - р. Джарыктал - пер. Щеглова Михаила (2А, одностороннее п/п, радиально) - Г. Мэрик (5005 м.) + г. Мэри (5027,4 м.)+ 5170 (п. Павла Филонова) (рад. траверс, 3А, п/п) - пер. Джарыктал Восточный (2А) - ледн. Джагалмай - пер. Кореш (2Б, п/п) - ледн. Карасу - р. Карасу - р. Узенгикууш-Туюк - застава Карасай - г. Каракол - г. Алматы - г. Новосибирск.
(Жирным шифтом выделена активная часть)

1.3. Состав группы:по просьбе участников - без фамилий.

Ф. И. О.

Год рождения

Опыт

Фото
Лучко Максим Иванович 1976 V ГР (Терскей)  
Кратов Максим Николаевич 1978 V ГУ (Центральный Тянь-Шань)  
Алексей 1971 V ГУ Терскей  
Андрей 1983 IV ГУ (Терскей)  
Шаваров Вячеслав Евгеньевич 1974 V ГУ (Горный Алтай)  
Татьяна 1978 V ГУ (Терскй)  
Елена 1979 III ГУ (Северный Тянь-Шань), опыт восхождений - п. Талгар, 3А (альп)  

2. Организация похода
2.1. Общая смысловая идея похода.
Изначально планировался поход пятой категории сложности, который бы охватил значительную часть хребта Борколдой. Мы предполагали доехать до заставы Карасай, затем зайти в район через перевал Ветреная лампа, у языка ледника Джагалмай сделать заброску 1, к которой намеревались вернуться после двух колец. От ледника Джагалмай думалось приспуститься по реке Джагалмай и оставить заброску 2 у языка ледника, вытекающего из-под перевала Ольги Вороновой. От этой заброски планировалось совершить большое кольцо, самой дальней точкой которой являлась г. Борколдой и перевалы восточнее этой вершины. После спуска к заброске 2 мы надеялись перебраться через перевал Ольги Вороновой, попутно сделав восхождение на г. 5015,0 м., чтобы просмотреть массив 5170 м., и спуститься с перевала на юг, подняться на массив 5170,0 м., чтобы сделать траверс вершины или перевалить через седловину между 5015,0 м. и 5004,0 м., затем через перевал между г. 4880,0 м. и г. 4910,0 м. перейти на ледник Джагалмай и к заброске 1. Запасным вариантом выхода после восхождения на г. 5170 м. был переход через перевал Джарыктал Восточный (2А). Далее от заброски 1 предполагалось уйти в долину Карасу и потом к заставе Карасай. Таким образом, имелись три приоритетных момента: 1) - перевалы в основной линии хребта Борколдой восточнее г. Борколдой; 2) восхождение на г. 5170 м.; 3) перелаз с долины Джагалмай в долину Карасу. Стратегия похода определялась скудностью информации о районе: во время прохождения того или иного перевала мы планировали совершать разведку, для чего в маршрут было заложено много восхождений - с вершин предполагалось делать анализ предстоящих препятствий и подходов к ним.
При подготовке похода использовались следующие материалы из Интернета:

По возвращении из похода были обнаружены в Интернете интересные отчёты, которые до нашего путешествия по причине плохого умения руководителя обращаться с Интернетом найдены не были:

Жалею, что не увидел сразу эти отчёты. Очень бы пригодились. Спасибо всем, кто выкладывает свои материалы в Интернет.
2.2. Варианты подъездов и отъездов.
До г. Алматы мы добирались на поезде. От Алматы до Каракола - на транспорте, который наняли на международном автовокзале Сайран г. Алматы. Заброску от г. Каракол до заставы Карасай организовал Игорь Ханин, с которым мы постоянно сотрудничаем последние три года: переезд проходил на автомобиле марки "Делика". Выезд из района осуществлялся по той же схеме: на ГАЗ-66, зафрахтованном у Ханина Игоря, переехали от Карасая до Каракола, наняли в Караколе машину до Алматы, откуда отправились на поезде в Новосибирск. В г. Караколе на заезде мы проживали у родственников нашего участника Кратова Максима, на выезде одну ночь переночевали в гостевом доме Игоря Ханина (1 евро в сутки), потом два дня обитали у родственников Макса.
2.3. Аварийные выходы с маршрутов.
Аварийным выходом являлся спуск к заставе Карасай. В наличии имелся спутниковый телефон. Все участники были застрахованы в компании "РЕСО-Гарантия" по четвёртой степени риска (альпинизм), включающей аварийную транспортировку и оказание медицинской помощи. В аварийной ситуации предполагалось действовать по обстановке, учитывая "Правила проведения соревнований туристских спортивных походов. Кодекс путешественника".
2.4. Изменения маршрутов и их причины. Изначально планировался маршрут пятой к.с. По причине простуды, сразившей всю команду, отказались от прохождения кольца, состоящего из: Р. Джагалмай - Заброска 2 - Под ледник восточнее п. Борколдой - Перевал юго-восточнее п. Борколдой + г. Борколдой + траверс до перемычки западнее г. 4857,8 м. (3А) - ледник, стекающий на юг от перемычки - восточный приток р. Котур - перевал между 4708,6 м. и г. 4390,0 + рад. выход на г. 4708,6 м. - ледник на юг от перемычки между 4708,6 м. и г. 4959,0 (2Б-3А) - Перемычка между 4708, 6 м. и г. 4959,0 + рад. выход на г. 4959,0 м. (2А-2Б) - ледник на север от перемычки - р. Джагалмай. Кроме того, мы отказались как от полного прохождения перевала между 5015,0 м. и г. 5004,0 м., (совершив только радиальный выход на него) так и от полного траверса массива г. 5170, заменив его самым упрощённым вариантом - обходом через перевал Джарыктал Восточный. Это изменение было обусловлено плохой погодой и призраком простуды, бродившим среди наших рядов. Нами было совершено незапланированное восхождение на г. Жабыч (1Б) с целью анализа местности. Примечания по запланированному маршруту. В случае повышенной сложности траверса массива г. 5170 м. планировалось совершить радиально восхождение на эту гору и затем уйти через седловину между 5015,о м. и г. 5004,0 м. Запасными вариантами являлись: 1. Переход через перевал Джарыктал Восточный (2А) 2. Отказ от прохождения перемычки между 4880,0 м. и г. 4910,0 м. и спуск к р. Джагалмай с последующим подъёмом к заброске 1.

3. Техническое описание.
В техническом описании стану придерживаться следующих моментов.

  1.  Буду называть вершины сразу в соответствии с тем условным наименованием, которое мы дали им после прохождения. Так г. Мэри - это вершина, обозначенная на карте как "5004,0" м., г. Мэрик - необозначенная на карте вершинка в гребне южнее г. Мэри, "Лена" - гора севернее обозначенной на карте вершины "5015,0". Гору 5170,0 м. буду называть как 5170 (обозначение, частое в туристских отчётах по Борколдою), так и в соответствии с "нашим" наименованием - пик Филонова Павла.
  2. Высоту, снятую нами с ГПС, отдельно прокомментирую так: "(ГПС)". В случае, когда пометы нет, значит, она снята с карты.
  3. Фотоматериалы приложены не отдельно в конце отчёта, но помещены непосредственно в описание.
  4. "Слева" или "справа" прокомментирую знаком "пхд" - по ходу движения, "ор" - орографически.
  5. У меня нет названий многих ледников, кроме тех, которые именованы на карте (Джагалмай, Туюк, Карасу, Джарыктал), поэтому стану называть ледник по ключевой седловине в верховьях (например, "ледник, вытекающий из-под перемычки между 4708,8 и г. 4959, 0") или по ключевой вершине ("ледник из-под 5170").

Дата День пути Участок пути Характер пути
5-7.08. 1-2 г.Новосибирск - г. Алматы поезд

В 14 часов на вокзале "Новосибирск-Главный" загрузились в поезд. Один из участников пошёл в поход, будучи в болезненном состоянии - грипп.


Дата День пути Участок пути Характер пути
7.08. 3 Алматы - г. Каракол автобус

От вокзала Алматы 1 добрались до международного автовокзала "Сайран", где наняли семнадцатиместный автобус до г. Каракол. Помимо нас в автобусе ехали также пассажиры до г. Чолпон-Ата. По прибытии в Каракол состояние больного осталось стабильным, но закашляли-зачихали ещё двое.


Дата День пути Участок пути
8.08. 4 Г. Каракол

В этот день по плану мы должны были перебраться к заставе Карасай. Однако утром состояние больного стало немного хуже, и мы приняли решение отложить отъезд на следующий день. Игорь Ханин, который организовывал нам заброску до Карасая, любезно согласился перенести выезд на утро 9.08. Отсрочка дала время больному отлежаться и отъесться лекарствами, остальным - неспешно, и значит, более тщательно запаковать продукты, чем прозанимались весь день.


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
9.08. 5 Г. Каракол - п. Барскаун - застава Карасай        

Выехали из Каракола в 7 часов. Дорогу до заставы Карасай можно условно разделить на четыре части. Первая: п. Каракол - п. Барскаун: асфальт. Вторая - п. Барскаун - свороток на юг (на хребет Джетымбель) - свороток в сторону р. Узенгикууш-Туюк (недалеко от золотодобывающего комбината). Третья - от свёртка до заставы Карасай: разбитая грунтовка, на которой, едва отъехав от своротка, мы умудрились застрять в грязи и час вытаскивали авто, подкладывая под колёса камни, подкапывая грязь, подсыпая гравий и совершая прочие разнообразные процедуры. Впрочем, этот участок дороги также сносен, но не для "Делики", в которой собственно, мы ехали. Четвёртая - от заставы Карасай до места высадки: сносная грунтовка на пути которой встречаются несколько речек которые в месте скрещения с дорогой текут в металлических трубах. Не доехав километр до базы охотников в устье ущелья, в котором протекает река Узенгикууш-Туюк, мы выгрузились.


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
9.08. 5 Карасай - р. Узенгикууш-Туюк 8х1,2=9,6 93,2 м. 3 ч. Дождь, к вечеру - ясно

Ф. 1. Вид от базы охотников на долину Узенгикууш-Туюк. Красной линией - предстоящий путь группы.Под небольшим дождиком дошли за 20 минут до моста через Узенгикууш-Туюк, перебрались через него на левый (ор) берег и подошли к домикам. Которые оказались закрыты. Высота охотничьего лагеря по ГПС - 3387 м. От строений хорошо смотрится заснеженная вершина, которую пограничники называли "Карасай"
Сварили обед, сделали небольшую заброску на две варки, вернулись через мост на правый (ор.) берег и по дороге вдоль реки двинулись наверх. Долина Узенгикууш-Туюк - широкая, боковые травянистые холмы - невысокие и пологие; на противоположной стороне также виднелись грунтовые дороги. За один переход (55 минут) дошли до неширокого притока. В его верховьях возвышается пик "Карасай". Далее за два перехода (50+55 мин.) добрались до следующего притока, где перед относительно широким (по сравнению с предыдущими) ручьём в 19 ч. встали на ночёвку. Высота по ГПС - 3480,2. Притоки - неглубокие, переходили в ботинках не намочив ноги.


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
10.08. 6 Р. Узенгикууш-Туюк - Р. Узенгикууш-Туюк 14х1,2=16,8 450,8 м. 6 ч. 30 мин. Ясно

Вышли в 8-40, перебрались через ручей и пошагали по широкой галечной долине. Шли то по ложу долины, то по травянистым пологим склонам в обход несложных прижимов.
 Ф. 2. Долина реки Узенгикууш-Туюк.  
К долине реки Узенгикууш-Туюк примыкают многочисленные ущелья, заканчивающиеся вполне проходимыми перевальными седловинами, ведущими в долину реки Кайнар.
Ф. 3. Панорама верховий реки Узенгикууш-Туюк. Крайнее ущелье слева -
Перед ледником долина сузилась, появились морены. Двигались по ним 2 часа. Шли по левому (пхд) берегу, обходя по моренам небольшие каньоны. Осыпи закончились, за ними, под языком ледника - широкое каменистое поле. Не доходя 200 метров до языка, в 18-30 встали на ночёвку, найдя чистый ручей (поток, вытекающий из-под ледника, оказался довольно мутным). Высота - 3931,0 м. (ГПС).


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
11.08. 7 Р. Узенгикууш-Туюк - пер. Ветреная Лампа - ледн. Джагалмай 7х1,3=9,1 +577 м. -684,7 м. 8 ч. Утром - ясно, после обеда - снег, ветер, гроза

Выход - 7 часов. Долина хорошо просматривается, виден наш перевал. Ледник с северной стороны состоит из трёх частей. Первая - нижнее поле, открытое на две трети, глубина снега в нашем случае - 20-30 см. Третья - верхнее поле ледника непосредственно под перевалом, закрытое снегом, глубина - 20-30 см. Вторая - подъём с участка один на участок три: возможен слева и справа (пхд) от ригеля, засыпанного снегом, в центре ледника.
Ф. 4. Панорама ледника Туюк. Пунктирной линией - путь группы по леднику Туюк на перевал  
Мы выбрали правый (пхд) путь захода: крутизна - 20-30 градусов, снег - 20-30 см, протяжённость - 1 км. Поднялись за 1,5 часа на верхнее поле. На верхнем плато вдоль левого (ор) борта долины под самый перевал тянется морена. Мы прошли по ней 1 час, под перевалом нашли небольшое озерцо, где устроили обед. Высота - 4475,4 м. (ГПС). В 14 часов вышли с обеда, приспустились с морены 50 м. на ледник, затем по коротенькому кулуару поднялись на перевал. Седловина - широкая, мы выбрались на неё левее (пхд) центра. Высота - 4508,0 (ГПС).
Ф. 5. Панорама ледника Туюк с перевала
Сняли записку группы туристов тур. Клуба "Вестра" от 13 июля 2007 г., руководитель - Иванова И. А. Погода портилась.
Ф. 6. Панорама южной стороны перевала  
Спуск был очевиден - по осыпи от самой низкой перевальной точки до большого жандарма в склоне и далее по снегу в обход жандарма. Так и поступили. Под осыпью обнаружился лёд, однако слой камешков был достаточно плотным, потому мы без проблем спустились к скале. Затем по снегу, обошли жандарм с левой стороны (пхд). Ф. 7. Вид на южную сторону перевала Далее шёл стометровый склон, покрытый глубоким (40-50 см.) мокрым снегом.
Прошли склон от седловины до подножия за 35 минут. На леднике погода совершенно испортилась. Переждали. Сошли по леднику, перебрались на левую (ор.) боковую морену. По ней прошли до плато, с которого стекали два ручья на юг. Мы двинулись по центральной разделительному моренному валу между ручьями, потом сошли с него к левому (ор.) Ф. 8. Лагерь у языка ледника Джагалмай.ручью, по которому пришли к месту слияния с р. Джагалмай. Выше слияния на триста метров остановились на ночёвку в 18 часов. Высота - 3823,3 м. (ГПС)
По приходу в лагерь обнаружилось, что в группе окончательно воцарился грипп, внёсший изрядные опасения за судьбу нашего похода или, по крайней мере, за его часть. Решили дождаться утра, надеясь на улучшение здоровья участников.


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
12.08. 8 Р. Джагалмай - Под ледник из-под перемычки между 4708,8 и г. 4959, 0 7х1,2=8,4 -188 +92,4 5 ч. Ясно, после обеда - облачно, но без осадков

Ф. 9. Верховья реки Джагалмай. Красной линией - путь группы. Пунктиром - невидимый путь.Наутро физическое состояние одного из участников ухудшилось. С этого момента принялись рассматривать запасные варианты прохождения маршрута, учитывая общее состояние. Закопали заброску и собрались было уже уходить. Как вдруг увидели группу, шагающую по центральному моренному валу. Забираться наверх никакого желания не было, у них - спускаться, так что мы побеседовали на расстоянии. Они оказались из Прибалтики, шли на Ветреную Лампу. Туристы рассказали, что река Джагалмай - каньонистая, для прохождения прижимов нужно 2 раза бродить речку. Первый брод, ближний к нам, переводит на левый берег. Второй - на правый берег; по правому же берегу проходит обход глубокого каньона, для чего нужно подняться порядка двухсот метров на некую Ф. 10. Чёрной линией обозначен путь группы по красной осыпи в обход каньона, пунктиром - невидимый путь.красную осыпь.  Вышли из лагеря в 10-40. Правым берегом дошли до прижима, у которого перебродили речку на левый берег.  
За прижимом долина расширилась, потом снова началось сужение, явно переходящее в каньон. Провели разведку, которая подтвердила, что каньон непроходим. Тут же увидели красную осыпь, о которой говорили прибалты.
 
Воспользовались советом ребят: перебродили через речку.
Ф. 11. Брод р. Джагалмай перед выходом на красную осыпь.
На правом берегу отобедали, затем полезли на осыпь, чтобы обойти прижим. Поднялись двести метров, прошли около километра по осыпи, имеющей вид пологой террасы, затем спустились к реке. Обход занял 1 час. Вечерело, вода в реке поднялась. Образовали стенку и перебрались через речку на левый (ор) берег.
Ф. 12. Брод реки Джагалмай после обхода каньонов. Мы оказались в широченной долине, местами травянистой, (в принципе, при желании можно даже насобирать колючие кусты на костёр). Высота - 3635,3 м. (ГПС). Здесь устроили совещание, в котором главенствовало мнение медика на предмет болезни, свирепствующей в группе. Опираясь на его мнение, решили отказаться от основной петли, в которой нам бы предстояло далеко переваливать за хребет, и пошли по сокращённому варианту. Из долины виднелся подъём в нашу долину и на ледник под горой 5170 м. По ручью из-под ледника, лежащего под 5170 прошли наверх около полукилометра, затем обнаружили удобный переход через ручей. Перебрались через него, поднялись на разделительную морену, прошли по ней километр и спустились к ручью, вытекающему из ледника под перевалом Ольги Вороновой. Прошли по ручью около полукилометра и в 19 ч. встали на ночёвку. По пути восхитились горой, удивительно похожей на жабу. Предположили, что с неё - хороший обзор.
Ф. 13. Линией обозначен путь группы к ночёвке под г. Жабыч. Пунктиром - невидимый путь.
Вечером устроили очередное совещание. Больным стало хуже, отчего под угрозой оказался даже сокращённый вариант маршрута. В зависимости от утреннего состояния хворых (коими оказалось большинство группы) решили наутро рассмотреть вопрос днёвки. Высота лагеря - 3727,7 м. (ГПС).


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
13.08. 9 Радиальное восхождение на пик Жабыч (2А) 2х1,3=2,6 +375, 2 м -300 м. +232,0 м. -307,2 м. 4 ч. Облачно, без осадков

Утром состояние больных не улучшилось. Днёвка. Вечером этого дня постановили принять окончательное решение: продолжаем маршрут или возвращаемся "в цивилизацию". Чтобы не тратить времени даром, запланировали для здоровых разведку: радиально сходить под пик 5170, выйти в на ледник, стекающий из-под седловины между 4708,8 и г. 4959,0 и подняться на полюбившуюся гору в виде жабы. Радиалка под 5170 оказалась неинформативна, выяснилось только, что ледник под 5170 весьма заморен, блуждание по разрывам утомительно и трудоёмко. Восхождение на Жабыч прошло довольно занимательно. От места лагеря поднялись на 500 м. вдоль ручья, перешли его по камешкам, затем пошагали по морене под ледник, вытекающий от перемычки между 4708,8 и г. 4959, 0. Выход на язык - пологий. Нижняя часть ледника - пологая, открытая. Далее следует подъём, на котором много забитых снегом трещин. Петляя среди трещин добрались до зоны снега. Перевал между 4708,8 и г. 4959, 0 оставался невидимым. Дальнейший путь посчитали нецелесообразным, поскольку точно понималось, что с Жабыча вид будет шире. Высота крайней точки, докуда мы дошли по леднику - 4102,9 м. Только бы погода оставалась хорошей. Потому поспешили на Жабыча.
Ф. 14. Панорама р. Джагалмай, г. Жабыч с центральной части ледника из-под перемычки между 4708,8 и г. 4959, 0. Пунктиром - путь подъёма на ледник, линией - путь восхождения на Жабыч
Путь просматривался чётко - спуск до пологой части ледника, пересечение его и двух моренных валов с целью выйти южный гребень под Жабычем. Так и поступили. Спустились по леднику под Жабыч, сбросив высоту 300м., затем полезли на седловину между жабообразной горой и вершинкой южнее.
Ф. 15. Панорама г. Жабыч. Красной линией - путь подъёма на вершину
Через час оказались на гребне, откуда отправились к вершинке. Снизу смотрелось, что самый сложный участок восхождения на Жабыча - жандарм с характерными ржаво-красными осыпями в гребне, за котором следует понижение и далее - выход на вершину. На деле оказалось иначе. Мы, легко обойдя жандарм, выбрались на гребень, прошли 100 м. через беспроблемные разрушенные скалы и обнаружили впереди основную сложность - скальный массив вершины.
Ф. 16. Панорама г. Жабыч Пролезли пятиметровую стенку крутизной 85-90 градусов, за которой шёл узкий тридцатиметровый гребень крутизной 70 градусов. За скальным зубом гребень выполаживался и продолжался примерно 80 м, но при этом оставался достаточно острым. Затем следовало понижение и - вертикальный пятиметровый камин с небольшим камнем-пробкой в верхней части, от которой вверх шла трёхметровая стеночка, выводящая на простой гребень. Он продолжался 70 м. и выводил на вершину. Проходили описанный путь в связках, с одновременной страховкой. На вершине сложили тур и нарекли её гордым именем "Жабыч". Высота - 4034,9 м. (ГПС). Время подъёма - 1 ч. и20 мин. Ей-богу, после этого приятного восхождения я полюбил лягушек и прочих жаб. С неё открылся замечательный вид на ледник, вытекающий от перемычки между 4708,8 и г. 4959,0:
Ф. 17. Панорама с г. Жабыч на южную сторону. Пунктиром - путь группы, пройденный на следующий день под перевал Ольги Вороновой
  На долину р. Джагалмай
Ф. 18. Панорама р. Джагалмай с подъёма на г. Жабыч. Линией - путь восхождения до финальной точки, пунктиром - путь по реке Джагалмай, пройденный в предыдущий день
 Г. 5170 оставалась невидимой. Путь под перевал Ольги Вороновой виделся достаточно простым. Спускались по пути подъёма до ледника 40 мин. Сложность вершины - 1Б. Вышли в зазор между массивом Жабыча и ледником. По нему за 30 минут, останавливаясь на фотографирование, спустились к 14-30 в лагерь. По пути, в шестистах метрах выше лагеря нашли чистую воду. Вечером провели медицинское обследование. Оно показало, что состояние хворых значительно улучшилось. Потому решили потихонечку продолжить сокращённый вариант маршрута, постоянно контролируя состояние больных.


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
14.08.

10

Ледник из-под перемычки между 4708,8 и г. 4959, 0 - под пер. Ольги Вороновой 8х1,2=9,6 665,4 м. 4 ч. 10 мин. Ясно, после обеда - пасмурно

Утренние анализы подтвердили, что состояние группы стало лучше. Потому в 7-50 вышли из лагеря по пути, намеченному в предыдущий день (к перевалу Ольги Вороновой). По леднику, вытекающему из-под седловины 4708,8 и г. 4959,0 дошли за час под разделительный гребень (г. 4911,0). Поднялись на разделительную морену. С неё спустились на ледник, вытекающий из-под перевала Ольги Вороновой, прошли по левой стороне (ор), пока он оставался открытым, около километра за 1ч. 30 мин., затем, образовали связки на границе снега. Переместились на центр ледника, затем, обходя воронки, прижались к правой части (ор). По дальнейшему плану мы должны были подняться на г. 5015,0 с перевала Ольги Вороновой. Однако руководителя настораживал крутой скальный выход на гребень с перевальной седловины, а медика - состояние участников.
Ф. 19. Панорама отрога с г. 5041, п. Лена, п. Алёна, г. 5015,0 и перевала Ольги Вороновой с центральной части ледника
Мы рассматривали выход на гребень, в котором находится г. 5015,0 и обнаружили, что с ледника имеется достаточно простой на вид путь. В голове зародилась идея, что на вершину целесообразно выйти по иному, чем с перевала, пути. Отметили возможный подъём и подобрались ближе к перевалу "Ольги Вороновой". За контрфорсом от г. 5041,0 нашли достаточно простой выход на гребень между 5015,0 м. и г. 5041,0 м.. Там же обнаружили воду - маленький ручеёк на леднике. В зоне нашей видимости находился осыпной склон, выводящий к снежнику под бараньими лбами, между них наблюдался проход к снежному склону. Основная часть снежного склона оставалась невидимой, но из наблюдения на другими участками гребня можно было сделать вывод о небольшой её крутизне. Приняли решение: на следующий день на перевал не идти, дав тем самым больным отдых, остальным - сходить на вершину по найденному пути. Встали на ночёвку в 14 ч. 30 мин. Высота - 4393,1 м. (ГПС).
Ф. 20. Панорама отрога, в котором находится п. Лена, с места ночёвки. Линией - путь группы, пунктиром - невидимый путь


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
15.08.

11

Радиальный восхождение на пик "Лена" (5010,1 м.) через пик "Алена" 3х1,3=3,9 +559 м., -110 м., +168,8 м., -168,8, +110 м., -559 м. 11 ч. Ясно

Ф. 21. Вид на западную сторону из-под кулуара. Линией - путь группы от лагеря.Вышли в 7-15, едва отбившись от больных, которые также рвались на вершину, и за полтора часа по смерзшемуся за ночь снегу, лежащему на морене крутизной 35, в верхней части - 45 градусов, подошли под кулуар между бараньих лбов. Кулуар протяжённостью 50 м. и крутизной 50 градусов проскочили за 20 минут, закрутив два промежуточных бура.
 
Оказались под снежным склоном - крутизна в нижней части 35 градусов. По линии падения воды пошагали наверх. Крутизна склона в верхней - 45, участки - до 50 градусов, общая протяжённость - 400 м. На гребне оказались в 10 ч. 30 мин.
Ф. 22. Фото на западную сторону с седловины между г. 5041,0 м. и г. Алёна
В северной части гребня возвышается г. 5041 м., на юг, к нашей горе, уходит относительно широкий гребень. Подошли поближе к краю, видели крутые карнизы вдоль предстоящего пути на восточную сторону.
Ф. 23. Панорама предстоящего пути по гребню. Линией - путь, пройденный группой позже
Наконец-то увидели 5170 м. Двинулись по гребню на юг. В течение 40 минут шагали в связках по снежным увалам, придерживаясь правой стороны, поскольку опасались карнизов. Снежный гребень закончился скальной вершинкой, дальше шло понижение в сторону нашей предполагаемой цели - горы 5015 м. Высота вершины - 4952,1 м. (ГПС). Мы назвали её "Алёна". Тут нас ждало открытие, которое никакФ. 24. Панорама гребня (в южную сторону). Снято с г. Алёна не просматривалось, ни снизу, ни с Жабыча: протяжённый скальный гребень со множеством больших и маленьких карнизиков.
  С вершины спустились по 60-метровому склону в связках - крутизна 50 градусов, натёчный лёд, полутораметровые метровые участки - до 70 градусов, но есть полочки, выступы, на которых легко организовывается промежуточная страховка.
 
Далее следовал небольшой участок пологого гребня с большими карнизами, пойдя который очутились перед 5-7 метровым восьмидесятиградусным спуском из натёчного льда, на котором повесили перила.  

Ф. 25. Первый крутоватый участок гребня   Ф. 26. Второй крутоватый участок гребня
Ф. 27. Третий крутоватый участок гребня   Ф. 28. Оставшаяся часть пути до вершины. Линией - путь группы

За ним снова следовал острый гребень с карнизами и очередной спуск - 30 метров, натёчный лёд, крутизна - 60-70 градусов.
Повесили на нём перила и наконец увидели внизу седловину, от которой далее шёл относительно пологий гребень до участка с крутым натёчным льдом. Ледовый участок выводил к скальному зубу, за которым шёл снежный гребень непосредственно на вершину.
Открылся хороший вид на массив г. 5170 м.

Ф. 29. Панорама массива г. Павла Филонова - г. Мэри - г. Мэрик

Спустились в седловину и пошагали вверх. На крутом ледовом участке (20 метров, 60-70 градусов) (перед скальным зубчиком) повесили перила и оказались перед фирновым гребнем протяжённостью около 100 м и крутизной 35-40 градусов. Он вывел на вершину. После неё следовало небольшое понижение (5-10 м.) к скалам - узкий гребень с карнизами, крутизна склона - 50 градусов, протяжённость - 15 метров. Ф. 30. Вид на север от тура. Пунктиром - путь группыКое-как разместились на скалках, сложили турик. Время - 15 ч. Дальнейший путь на г. 5015,0 м. посчитали невозможным, поскольку нас поджимало время.
Ф. 31. Спуск с вершины по пути захода. Линией - путь группы. Учитывая присутствие в наших рядах доблестной участницы по имени Лена, имя жены нашего медика Макса - Лена, название моей самой почитаемой реки - Лена, что в сумме давало повод говорить об изобильности этого имени, вершину так и назвали - Лена. Высота - 5010,9 м. (ГПС). Высота места, где сложили тур на скалах и оставили записку- 5003,6 м. (ГПС). Перекусили и пошагали обратно.
 
На спуске повесили перила при прохождении ледового участка, остальной путь до выхода на гребень прошли в связках за полтора часа. Снег на спуске с гребня к лагерю подтаял и опасно проседал под нами, потому спускались быстро, почти бегом. Прошли его за 40 минут. Далее также в связках прошли по снегу в нижней части от бараньих лбов. В лагере в 19 ч. Вечерняя мед. поверка подтвердила выздоровление больных, близкое к полному.


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
16.08.

12

Перевал Ольги Вороновой 5х1,3=6,5 +252,7 -445,8 +158,9   Снегопад, ветер, туман, к вечеру - ясно

Наутро погода испортилась. Перевал Ольги Вороновой с ледника читается чётко. В Интернете не нашёл по нему никакой информации, кроме ГПС-данных, названия и категории: http://www.westra.ru/passes/Passes/7079. Образовали связки, двинулись к перевалу. Подошли за 40 минут по смёрзшемуся за ночь снегу (10-15 см.). Под перевалом с правой стороны (пхд) - большая ледяная воронка, в которой виднелась вода. Хорошее место для лагеря перед прохождением перевала. Перед подъёмом нацепили кошки. За 15 минут поднялись на седловину по 35-градусному, стометровому лавинному выносу. Высота перевала - 4645,8 м. (ГПС). Время - 10 ч.
Ф. 32. На перевале Ольги Вороновой
В туре по центру узкой каменистой седловины нашли записку первопроходцев. Обнаружили оттяжку, но не воспользовались ею. Спуск сверху частично просматривался - по ледовому двадцатиметровому 45-градусному склону на снежное поле, за которым виднелись разломы. Обход разломов скорее всего должен был проходить слева (ор).
Ф. 33. Вид с перевала Ольги Вороновой на сторону спуска (на юг). Верхнее плато и ледовые разломы. Линией - путь обхода разломов
Что подтвердилось.
Ф. 34. Вид на седловину при движении по верхнему плато. Линией - путь группы
За разломами следовал трёхсотметровый фирновый склон с участками льда крутизной 40 градусов.
Ф. 35. Спуск с верхнего плато на ледник. Линией - путь группы.    Ф. 36. Вид на пройденный спуск с верхнего плато
Весь путь проходил в связках, только на спуске после разломов закрутили два бура. Спуск занял 2 ч. Дальнейший путь сложности не представлял: спускались по леднику, прижимаясь влево (пхд) и за 40 минут добежали до левобережных морен.Обошли за 30 мин. гору 5015,0 по моренам и пришли к леднику, вытекающему из-под перемычки между 5015,0 и г. Мэрик.
Ф. 37. Подход под южную оконечность массива г. Филонова Павла - г. Мэри- г.Мэри. Линией - путь группы. Пунктиром - невидимый путь в зазоре между мореной под г. 5015,0 м. и ледником
На заснеженный ледник, уже согретый солнцем, отчего снег проваливался, не пошли. Двинулись по зазору между ледником и массивом г. 5015,0 м., который находился в тени, отчего снег оставался смерзшимся. За один час по зазору вышли под начало подъёма на седловину между 5015,0 и г. Мэрик. Под большой скалой слева (пхд) нашли маленькое озерцо. Скалу так и назвали - "Озёрная" По дальнейшему плану мы должны были совершить восхождение по пути, просмотренному с г. Лена на гребень 5170,0 м. Подъём, анализированный с гребня "Лены", подтверждался визуальной информацией с нашего местонахождения. Склон выглядел так: пологий подъём на плато под перевал между 5015,0 и г. Мэрик, (с Лены был невидим) от плато - подъём под скальный бастион в южном контрфорсе г Мэрик, (который севернее пичка Обзорный (этот участок частично наблюдался с "Лены"). Затем - подъём на седловину между пичком Обзорный и скальным бастионом от г. Мэрик (С Лены просматривался). Потом - по гребню через бастион - на основной массив г. 5170. При наблюдении с Лены большая часть этого пути виделась простой, кроме участка непосредственно под вершиной - разглядели крутой скальник. Предполагаемый путь почти совпал со свершившимся.
Ф. 38. Панорама седловины перевала Щеглова Михаила и южного контрфорса от г. Мэрик. Красной линией - путь группы на следующий день, пунктиром - невидимый путь. Зелёным пунктиром - путь группы на перевал Щеглова Михаила
Склон между бастионом от г. Мэрик и пичком "Обзорный" далее выглядел лавиноопасным, потому решили выдвинуться утром следующего дня, поскольку снег уже основательно раскис. На плато под г. 5015,0 и г. Мэрик мы предположили удобные стоянки, но вот есть ли там вода - было сомнительно. Поскольку идти туда, казалось, недолго, послали разведку с целью выяснить, что и как там дальше. Разведка передала по рации, что воды - нет. Стоянки не особо удобны, но есть, идти до них - 25-30 минут. Решили, что ради этих минут ночевать без воды не стоит, к тому же лишний раз набирать высоту, учитывая недавнюю болезнь большинства участников, и разбили лагерь у "Озёрной скалы". Стоянку также назвали "Озёрной". Высота ночёвки - 4358,9 (ГПС).


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
17.08.

13

Выход на гребень массива пиков Мэрик - Мэрик - Павла Филонова 1,5х1,3=1,95 +630,4 м. 7 ч. 30 мин. Ясно

Выход - 7 часов. Снег смёрзся, шагалось хорошо. За 25-30 минут по 15-20 градусному фирновому склону вышли на плато под перевалом, где в предыдущий день предполагали вариант ночёвки. Над нами находилась скальная седловина перевала между г. 5015,0 и г. Мэрик. Несмотря на то, что была она самой низкой в гребне, выход на неё непосредственно от подножия казался затруднительным и нецелесообразным. Как и смотрелось снизу, более рациональным казался подъём на седловину выше по склону. Пошагали по некрутому рантклюфту между ледником и перемычкой.
Ф. 39. Подъём от Озёрной скалы на наклонное плато под пер. Щеглова Михаила. Пунктиром - невидимый путь
Прошли около трёхсот метров и оказались на наклонном плато, которое выводило под бастион контрфорса. С него совершили радиальный выход на перевал. В общем-то, пройденный подъём был неправильным. Проще было уйти после выхода из кулуара налево (пхд). (См. подробнее в техническом паспорте перевала).
Ф. 40. Вид с наклонного плато на путь подъёма на пер. Щеглова Михаила

Ф. 41. Карнизы у седловины перевала Щеглова Михаила. Ф. 42. Подъём по наклонному плато. Красной линией - путь группы.
Пунктиром - невидимый путь Пошагали дальше. На этом наклонном плато (10-15 градусов, снег - 15-20 см.) оказалось много трещин.
 
Постепенно склон стал круче, под контрфорсом от г. Мэрик обнаружили три берга. Над самым верхним бергшрундом закрутили бур и двинулись вверх. Здесь прежний план выйти на седловину между вершинкой в контрфорсе от г. Мэрик и пичком "Обзорный" и затем только выходить на массив изменили: полезли прямо вверх вдоль скал контрфорса. Протяжённость склона - 360 м., крутизна - 40-45 градусов. Проходили в связках с одновременной страховкой. В 11-50 выбрались на площадку на вершине контрфорса, после которой начинался гребень, ведущий на корпоратив к г. Мэрик и далее к 5170,0 м.
Ф. 43. Выход на вершину контрфорса от г. Мэрик. На заднем плане - панорама хребта Западный Кокшал-Тау.
Гребень выглядел крутоватым, с карнизами. Мы основательно усомнились в возможности площадок на гребне. Решили вначале провести разведку. Провесили 30 + 40 м. перил по крутому гребню (50 - 70 градусов).
Ф. 44. Навеска перил при подъёме на пик Мэрик Затем выбрались на вершинку, траверсировали её. Впереди продолжался узкий гребень до самого подножия г. Филонова Павла. Решили не рисковать - вернуться и остаться ночевать на площадке. Возвратившись с разведки, принялись вырубать себе жилплощадь. Занимались этим в течение двух часов. Обтянули площадку верёвкой, закрепив её на бурах. Вечером в стороне заката - облачно. Значит, на следующий день погода испортится. Девчонки вечером сообщили об отказе от восхождения. Заверили, что со здоровьем - терпимо, просто - нет желания.


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое
время
Метеоусловия
18.08.

14

Радиальное восхождение на пик Павла Филонова: п. Мэрик + п. Мэри + п. Павла Филонова 1х1,3=1,3 +54,9.-127,4.+263,9.-263,9.+127,4. - 54,9. 11 ч.

После 16 часов - туман, ветер, снегопад

Выход - 8 часов. Прошли по навешенным в прошлый день перила на небольшую вершинку. Назвали её - Мэрик (очень уж мне это имя нравится). Высоту с ГПС не сняли, примерно - 5005 м.
Ф. 45. Подъём на пик Мэрик Ф. 46. Вид на спуск с г. МэрикЗа ней следовал спуск в седловину, после которой шёл подъём на пик Мэри. Гребень - узкий, большие карнизы вправо. Шли, тщательно проводя визуальные наблюдения над карнизной линией прощупывая путь, где карнизы были невидимы. По возможности страховались за скальные выступы.
Спуск с г. Мэрик: крутизна - 40-45 градусов, фирн, протяжённость - 100 м. Подъём на г. Мэри: фирн, протяжённость 100 м., крутизна склона - 45 градусов, карнизы. Шли с одновременной страховкой, закладывая верёвку за скальные выступы, страхуясь с помощью ледорубов. Вылезли на вершину, сложили тур и дали ей наименование - "Мэри". Высота - 5027,4 м.
Ф. 47. Вид на пик Филонова Павла с г. Мэри. Пунктиром - последующий путь
Спуск с неё на седловину, за которой шёл непосредственно подъём на г. Филонова Павла: фирновый склон, участки скал протяжённостью 5-10 м., крутизна средняя - 45 градусов, участки по 3-4 м. - 70 градусов. На седловине - в 11 ч.-30 мин. Высота - 4900 м.
Ф. 48. Спуск с г. Мэри Ф. 49. Вид с подъёма на пик Филонова Павла (со станции после
первой верёвки)От неё шёл фирновый подъём - 70 м. За ним обнаружился участок восхождения, беспокоивший при наблюдении с п. Лена: большой жандарм. По скалам с натёчным льдом обошли его справа (пхд), провесив перила - 42 м. + 32 м.
 
 
Ф. 50. Вид со станции после первой верёвки на дальнейший подъём (обозначен красной линией)
Крутизна - 70 - 80 градусов, крепили верёвку за закладки (две точки), крючья (1 точка), буры (3 точки). Далее около 200 м. продолжался скальный гребень, за которым - фирновый гребень с карнизами протяжённостью 200 м., крутизной - 40-45 градусов.
Ф. 51. Последний участок пути при подъёме на пик Филонова Павла
Перед выходом на вершину я насторожился. К вершинному гребню с востока примыкал ещё один, в месте скрещения мог находиться здоровенный карниз. Не доходя до западного гребня я подобрался к краю и облегчённо выдохнул: никакого карниза с востока не было! Начиналась непосредственно вершина. Выбрались на неё, обходя западный карниз справа. Вершина - большое вытянутое с севера на юг плато; на восток - карнизы; на запад - скальная стена. Прошли максимально на север, чтобы оглядеть продолжение гребня. Добрались до точки в виде небольшого пупырика на плато, от которого шло понижение на северную сторону. Вершина. Высота - 5163, 9 м.
Ф. 52. Вид на южную сторону с вершины Филонова Павла
Приспустились к скалам, сложили тур. Высота места,где находится тур - 5156,0 м.
Ф. 53. Вид на западную сторону с пика Филонова Павла и народ у тура
На высшую точку выбрались в 15 ч. 50 мин. Назвали вершину в честь великого художника и мыслителя - Павла Филонова.
Ф. 54. Красной линией обозначен пройденный траверс через вершины Мэрик. Пунктиром - невидимый путь
Едва подошли к началу гребневого спуска с вершины, как погода совершенно испортилась.
 []
Спускались по пути подъёма, ориентируясь на собственный следы. Ключевой жандарм проходили "напрямую" сдёргиванием верёвки. В 20 часов пришли в лагерь. Погода совершенно испортилась: дул жуткий ветер, шёл снег.


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
19.08.

15

Спуск с массива Мэрик - Мэрик - Павла Филонова и переход под ледник Джарыктал Восточный 8х1,3=10,4 -1167,8
+326,5
9 ч. Туман, ветер, снегопад

Выход - 9 часов.
Ф. 56. Штурмовой лагерь
Ветер дул всю ночь. Утро - тоже. Чтобы никого не сдуло на спуске, решили провесить перила. Повесили 360 м. до бергшрунда, от которого двинулись в связках. Следы занесло за ночь, потому пришлось заново тропить. Подошли к разведанному два дня назад подъёму на перевал. Ветер продолжал дуть, снег - валить, потому решили воспользоваться запасным "облегченным вариантом" и уйти через перевал Джарыктал. От "озёрной" скалы пересекли ледник, забирая влево. За ледником шла мелкая осыпь. Траверсировали её, прижимаясь влево.
Ф. 57. Вид западный приток р. Джарыктал. Линией - путь группы.
Выскочили на левобережную морену. По ней за час добрались до слияния с ручьём из-под ледника Джарыктал Восточный. Немного выше слияния пообедали и просушили вещички.
Ф. 58. Вид на пройденный спуск с места обеда (со слияния западного притока р. с р. Джарыктал)
Дальнейший наш путь лежал к перевалу Джарыктал Восточный. Правильно было бы подниматься по ручью, стекающему из-под ледника Джарыктал Восточный, однако мы решили поглазеть на ущелья под массивом Мэрик-Мэри-Филонов и двинулись по левой (пхд) боковой морене, тянущейся параллельно ручью.
Ф. 59. Подъём от слияния к перевалу Джарыктал Восточный. Линией - путь группы.
Рассмотреть ничего толком не удалось, поскольку горы были затянуты туманом. Правобережная морена плавно уходила на ледник, нам же надо было к его языку, где мы надеялись ночевать на камешках. Приспустились с морены и разбили лагерь на левом берегу (ор.) у ледника. Высота - 4132,2 м. (ГПС).


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
20.08. 16 Ледник Джарыктал Восточный - пер. Джарыктал Восточный (2А) - ледн. Джагалмай 13х1,2=15,6 +511,4 -609 9 часов Туман, ветер, снегопад

Всю ночь шёл негустой, но беспрерывный снег. Наутро погода не улучшилась. Выбрались из лагеря в 8 часов. Дошли до ледник за 15 минут. Наметили путь на перевал - в левую (пхд) седловину.
Ф. 60. Вид на перевал Джарыктал Восточный с правобережной (ор.) морены. Красной линией - путь группы на перевальную седловину. Пунктиром - невидимый путь.
 Ледник оставался открытым, только нападал свежий снег глубиной 10 см.
Ф. 61. Панорама средней части ледника Джарыктал Восточный. Линией - путь группы.
Ф. 62. Верхнее поле ледника Джарыктал Восточный и седловина перевала Джарыктал Восточный. Линией - путь группы.Далее на леднике лежал снег, потому связались и пошагали в связках. Справа (пхд) предполагаемая седловина ограничена неявно выраженным контрфорсом.
 
Подошли к перевалу и за 30 минут поднялись по контрфорсу на гребень: крутизна - 25-30 градусов, снег - 25-30 см., местами - мелкая осыпь. В 11 ч. 55 мин. - на перевале. Высота - 4643,6 м. (ГПС).
Ф. 63. Панорама ледника Джагалмай. Линией - путь группы

  Едва забрались на перевал, видимость совершенно пропала, поднялся ветер.Ф. 64. Народ на перевале Джарыктал Восточный Склон на сторону спуска совершенно не просматривался. Переждали в течение часа и поняли, что просветов не будет. К тому же снег продолжал копиться на склонах, потому ночёвка на гребне будет не только не приятна, но и опасна для завтрашнего спуска. Решили совершить разведку. Проводили её в течение полутора часов и в результате вылавливания коротких просветов выяснили следующее. С седловины в сторону ледника Джагалмай свисают здоровенный карнизы, только в месте, где мы вылезли на перевал, их нет. Ниже на 100 метров находился здоровенный, но забитый снегом бергшрунд. Выбираясь из него оказываешься на ледовом склоне, подножие которого скрыто в тумане. Мы прошли по бергу в восточном направлении около 100 м., и в короткий просвет увидели выполаживание склона. Впрочем, виден был он плохо, потому надо было удостовериться. Я спустился вниз на 50 м. и стал ждать просвет. Он появился - внизу и вправду обнаружилось выполаживание. Решили спускаться по этому пути. В конце-концов, вариант спуска оформился и осуществился такой: по стометровому заснеженному склону (крутизна - 45 градусов, снег - 25-30 см.) с двумя подгорными трещинами, одна из которых шириной 1,5 м., спустились в широкий бергшрунд шириной 10 м., прошли по нему в восточном направлении 100 м. Ф. 65. Вид на пройденный спуск с пер. Джарыктал Восточный. Линией - путь группы. Пунктиром - движение группы в разломе (фактически, поперечно склону), далее - вниз по заснеженному склону - 200 м., крутизна - 35-40 градусов до выполаживания.
  На леднике Джагалмай властвовали прямо таки ураган и снежная тьма, перемежаемая коротенькими просветами без затиший. Прижались к левому борту ледника (ор.), затем вышли на центр. За три часа почти бегом (останавливаться надолго в такую погоду желания не было) дошли до нижней части ледника, где, по описаниям, он был изломан и покрыт моренным чехлом. Прошли этот неприятный участок за полтора часа, затем 20 минут - по моренам до заброски. В 19 ч. пришли в лагерь. Погодное буйство немного успокоилось.


Дата День пути Участок пути Характер пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
21.08.

17

Днёвка, разведка   1,5х1,3=1,95 +200 -200 3,5 часов Ясно

Совершили разведку под перевал, соединяющий р. Джагалмай с р. Карасу. Жарили оладьи.


Дата День пути Участок пути Характер пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
22.08.

18

Подход под пер. Кореш   5х1,3=6,5 +554,5 4,5 ч. Небольшая облачность

Выход из лагеря - в 10 часов. Поднялись на моренный вал в центре долины.
Ф. 66. Центральный моренный вал, ведущий к перевалам
Ф. 66. Центральный моренный вал, ведущий к перевалам "Кореш" и "Ветреная лампа"
По нему вышли на широкое поле, где сливаются ручьи из-под перевала "Ветреная лампа" и нашего предполагаемого перевала. Долинка широкая, ручьи - чистые. К леднику под нашим перевалом подходит пологая морена, которая вклинивается в ледник.
Ф. 67. Панорама слияния ручьёв из-под перевалов Кореш и Ветреная лампа. Красной линией обозначен путь к перевалу Кореш
Ф. 67. Панорама слияния ручьёв из-под перевалов Кореш и Ветреная лампа. Красной линией обозначен путь к перевалу Кореш
По ней подошли к леднику. Вышли на него. Выше на 300 метров от языка ледник становится закрытым, много трещин. Видны несколько седловин, ведущих в Карасу. Выбрали крайнюю правую (пхд): у остальных перед выходом виднелся поясок скал, к тому же под слоем осыпи, как показала разведка, находился лёд. Крайняя правая седловина была хоть и длиннее, но к ней вел склон, покрытый снегом, выход на перевал казался простым.
Ф. 68. Вид на седловину пер. Кореш с верхних полей ледника. Красной линий - путь группы на седловину
Ф. 68. Вид на седловину пер. Кореш с верхних полей ледника. Красной линий - путь группы на седловину
У перевала Кореш в 14 ч. разбили лагерь. Высота - 4377,8 м. (ГПС). Сделали разведку на седловину, чтобы проглядеть возможный спуск. Разведка сообщила по рации, что проходимый спуск есть.


Дата День пути Участок пути Характер пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
23.08.

19

Из-под пер. Кореш - пер. Кореш (2А) - р. Карасу   8х1,3=10,4 +232 - 818,4 7 ч. 30 мин. Облачно, но без осадков

Ф. 69. На седловине перевала КорешВыход - 7 ч. 30 мин. часов. По намеченному в предыдущий день пути пошагали вверх. Подъём: 300 м, крутизна - 30-40 град., осыпь, покрытая снегом - 20 см. Снег за ночь смёрзся, потому шагалось легко. За один час поднялись на седловину, где сложили тур. Высота - 4609,8 м. (ГПС). Время - 10 ч.
 





Ф. 69. На седловине перевала Кореш
Ф. 70. Панорама на южную сторону с перевала Кореш
Ф. 70. Панорама на южную сторону с перевала Кореш
Назвали перевал "Кореш".
Ф. 71. Вид на северную сторону с пер. кореш. Красной линией обозначен путь группы после спуска с перевала
Ф. 71. Вид на северную сторону с пер. кореш. Красной линией обозначен путь группы после спуска с перевала
С седловины на северную сторону висели карнизы, но в самой низкой точке гребня наблюдался относительно пологий спуск и карнизы отсутствовали. По широкому гребню подошли к началу спуска. Повесили 120 м. перил по крутому (45-55 градусов) снежному (30-50 см. глубиной) склону. Над большим бергшрундом имелись участки льда. Проходили перевал в течение полутора часов. Перевал лавиноопасен.
Ф. 72. Седловина перевала Кореш. Красной линией обозначен путь группы.
Ф. 72. Седловина перевала Кореш. Красной линией обозначен путь группы.
Далее по заснеженному леднику шли, прижимаясь к левому борту (ор).
Ф. 73. Верхнее поле лекдника под пер. Кореш. Слева видна седловина, ведущая к леднику Туюк
Ф. 73. Верхнее поле лекдника под пер. Кореш. Слева видна седловина, ведущая к леднику Туюк
Ф. 74. Начало каньона в верхнем течении р. Карасу. Красной линией обозначен путь обхода. Через полтора километра от подножия перевала остановились на обед. После обеда вышли на центр ледника и шли по левому берегу широкого ледникового ручья. От языка прошли около километра по всё более суживающейся долине. Очутились перед скальным каньоном. Разведка показала, что каньон насквозь непроходим, но легко обходится как с левой, так и справой стороны.







Ф. 74. Начало каньона в верхнем течении р. Карасу. Красной линией обозначен путь обхода.
Решили идти по правой стороне (ор). Перебрались через речку, поднялись 50 м. на морену, огораживающую ручей, спустились по ней 400 м. до удобных травянистых площадок, где встали в 19 ч. на ночёвку. Высота - 3791,4 м. (ГПС).


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
24.08. 20 Р. Карасу - р. Карасу 5х1,2=6 -243,2 м. 3,5 ч. Ясно

Ручей, по которому нам предстояло спускаться, уходил в каньон. Мы решили двигаться по правой (ор) стороне.
Ф. 75. Долина р. Карасу. Красной линией обозначен последующий путь группы путь, который начинается от места ночёвки
Ф. 75. Долина р. Карасу. Красной линией обозначен последующий путь группы путь, который начинается от места ночёвки
Прошли пол километра, затем в обход прижима поднялись на боковую морену 200 м., двигались по ней примерно километр.
Ф. 76. Долина р. Карасу. По центру - седловина пер. Кореш.
Ф. 76. Долина р. Карасу. По центру - седловина пер. Кореш.
Ф. 77. Нижнее течение реки Карасу. Красной линией обозначен путь группы.
Ф. 77. Нижнее течение реки Карасу. Красной линией обозначен путь группы.
Сверху было видно, что по противоположному берегу идут тропинки. Спустились вниз. Появилась тропа, траверсом идущая по склону вдоль реки. По ней пришли к травянистым террасам, по которым двигались в течение полутора часов. Найдя пологое место с чистой водой (а в реке она была мутной), встали на ночёвку. Высота - 3548,2 м. (ГПС).


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
25.08.

21

Р. Карасу - р. Чон-Карасу 5х1,2=6 -148,8 3 ч. Ясно

Выход - 12 часов. Вышли на галечное ложе ручья, прошли по нему около двух километров по правому (ор) берегу, затем перешли через реку, поскольку с нашей стороны имелся прижим. Далее прошагали вдоль ручья примерно полтора километра. Выше устья р. Чон-Карасу на пол километра увидели домики, откуда к нам прискакал джигит. Мы поинтересовались, насчёт молока, хлеба. Он кивнул, дескать, есть. Мы, перейдя через ручей (не намочив обуви) свернули к стоянке.
Ф. 78. Р. Карасу.
Ф. 78. Р. Карасу.
Оказалось, это лагерь какой-то фирмы, занимающейся коммерческой охотой. Высота - 3399,4 м. Хозяева - чабаны и по совместительству охранники - радушно встретили нас, напоили чаем, молоком. Мы решили остаться на ночь у них. И снова нас накормили, напоили. Киргизы сообщили, что туристы в районе довольно редки, хотя недавно прошла группа. "Скорее всего, - подумал я, - это те самые прибалты, которых мы видели на Джагалмае". И опять нас напоили, накормили. После приёма пищи мы совершили моцион по окрестностям и по возвращению откушали. Вечером мы плотно поужинали.


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
26.08.

22

Р. Чон-Карасу - р. Узенгикууш-Туюк 18х1,2=21,6   4 ч. 30 мин. Дождь, ветер, к вечеру - ясно

Под мелким дождём мы вышли от базы. Обогнули по конской тропе горочку и вышли к дороге. По ней за два часа поднялись на некатегорийный перевал 3368,5 м. (По ГПС высота его - 3386,9)
Ф. 79. Подъём на некатегорийный перевал с запада
Ф. 79. Подъём на некатегорийный перевал с запада
Ф. 80. Вид с седловины некатегорийного перевала на восток
Ф. 80. Вид с седловины некатегорийного перевала на восток
Далее шли также по дороге до устья реки Узенгикууш-Туюк. Дорога вполне сносная, поскольку почва каменистая, неболотистая, хотя в двух местах ручьи, стекающие с боковых склонов образовали глубокие рытвины. Добрались до устья ущелья,у котором протекала река Узенгикууш-Туюк и где мы оставили заброску, за три часа.


Дата День пути Участок пути Км Перепад высоты Ходовое время Метеоусловия
27.08.

24

Застава Карасай - п. Каракол 4х1,2=4,8   1 ч. 10 мин. Ясно

За полтора часа дошли до погранзаставы, где сели в машину и поехали в г. Каракол

Дата День пути Участок пути
28.08. 24 Застава Карасай - п. Каракол
29.08. 25 Г. Каракол
30.08. 26 Г. Каракол - г. Алматы. Отъезд из г. Алматы
1.08. 28 Прибытие в г. Новосибирск

Итого преодолено активными способами передвижения: 153,5 км.

4. Выводы и рекомендации.
Нашей группой посещён интересный, технически неоднозначный, малохоженный район. Совершён ряд первовосхождений на вершины, в том числе на высшую точку хребта - гору, которая на карте маркирована "5170" и названную нами пиком Филонова Павла. Общий список пройденных препятствий:

Вид препятствия

Наименование

Категория трудности

Характеристика препятствия

Траверс (радиально)

П.Алёна + п. Лена

Скалы, снег, фирн

Траверс (радиально)

П. Мэрик + п. Мэри + п. Филонова Павла

Снег, лёд, скалы

Вершина (радиально)

Жабыч

Скальный

Перевал

Ветреная Лампа

Снежно-осыпной

Перевал

Ольги Вороновой

Снежно-фирновый

Перевал

Джарыктал Восточный

Снежно-фирновый

Перевал

Кореш

Снежно-осыпной


Маршрут пройден только наполовину. Обусловлено это было болезнью, которая поселилась в наших рядах с первого дня путешествия и продолжала терроризировать участников на протяжении всего мероприятия. Однако он вышел "уместным": исходя из состояния группы пройдено ровно столько, сколько могло быть пройдено, и там, где могло быть пройдено. Большая заслуга в этом нашего медика Кратова Максима, который регулярно отслеживал состояние участников, пичкал лекарствами и чьё мнение на предмет осуществления элементов маршрута ("укоротить" поход, брать на отдельные восхождения тех или иных участников и пр.) являлось основным. Достойно себя повела вся группа - больные, которые нашли в себе силы отказаться от восхождения на некоторые горы и почти безропотно отдававшиеся медицинским процедурам Макса, все - адекватно реагировавшие на непогоду, технические сложности и пр. Считаем, что пройденный маршрут соответствует 4 категории сложности с элементами пятой.
Замечания по картам. Мы пользовались километровками и двухкилометровками, изданными в 1986 г., спутниковыми снимками. По всей видимости, с того времени ледники уменьшились. Многие наши ночёвки делались на некотором расстоянии от ледника, по данным же ГПС, соотнесённым с картами, они осуществлялись на леднике (ночёвка у языка ледника Туюк, у г. Жабыч, у ледника Джарыктал Восточный), поэтому выбирать в качестве ориентира положение ледника не стоит. В качестве ориентиров лучше выбирать основные вершины, обозначенные на карте, и общую орографическую систему. Также картам часто не соответствует реальная топография: на месте снежных склонов находились осыпи, скалы, как например, при выходе на гребень между г. 5041,0 и г. Алёна обозначен снежный склон, на деле же он занимал только половину подъёма, остальное - осыпь. Впрочем, это может зависеть от конкретных климатических условий того иного года. Поэтому, при планировании маршрута нужно относиться осторожнее к картам и ждать несоответствия. В целом же российские карты этого района достаточно адекватны - по расположению вершин, хребтов, основных перемычек между долинами и пр. Попытка передвигаться по спутниковым снимкам от Google оказалась неудачна. В причинах этого стоит разобраться. Кроме того, часть района на спутниковых снимках не отображается (участок западнее массива 5170 м.). Можно указать следующие особенности района (в рамках посещённой нами части). Отсутствие протяжённых ледопадов, достаточно пологие ледники, что компенсируется крутыми склонами хребта. Как нам показалось, в районе достаточно пологие седловины по линии основного хребта и значительная крутизна склонов - в отрогах. Хотя это не является правилом, например, крут перевал южнее пика Филонова Павла, ведущий с р. Джарыктал на р. Джагалмай. Значительная "замореность" ледников. Отсутствие растительности, пригодной для разжигания костра. Отсутствие троп в верховьях, в то же время обилие их по долинам: по р. Карасу, р. Узенгикууш-Туюк. Район, как нам кажется подходит для спортивных походов 3-4 к.с., менее - для 5-6 к.с. Хотя можно набрать необходимый набор препятствий для 5 к.с. вокруг п. Филонова Павла.

5. Картографический материал.
Путь группы прорисован в соответствии с точками, снятыми во время прохождения маршрута. Одно деление - 2 км.
Ф. 81. Карта района.
Ф. 81. Карта района.
6. Высотный график
Ф. 82. График высотный
Ф. 82. График высотный
7. ГПС метки

Название точки дата N E высота
Обед на леднике под пер. Ветреная лампа Узенгигуш-Туюк 11.08. 41,22.867 77,43.548 4475,4
Седловина пер. Ветреная Лампа 11.08. 41,21.880 41,21.473 4508,0
Ночёвка под ледником Джагалмай 11.08. 41,20.927 77,40.688 3823,3
Переправа с правого на левый берег Джагалмай 12.08. 41,20.841 77,39.877 3766,4
Переправа с левого на правый берег р. Джагламай. Обед под "красной" осыпью 12.08. 41,20.501 77,38.518 3707,0
Брод с правого берега р. Джагалмай на левый 12.08. 41,20.362 77,37.957 3635,3
Лагерь под г. Жабыч 12.08. 41,19.679 77,37.636 3727,7
Крайняя точка на леднике из-под 4708,8 и г. 4959, 0 13.08. 41,18.694 77,38.119 4102,9
Жабыч 13.08. 41,19.487 77,37.990 4034,9
Ночёвка под массивом вершин "Алёна-Лена" 14.08. 41,17.607 77,39.958 4393,1
Подход под кулуар 15.08. 41,17.767 77,40.129 4585,7
Выход на гребень массива "Алёна-Лена" 15.08. 41,17.908 77,40.303 4840,8
Г. Алёна 15.08. 41,17.724 77,40.516 4952,1
Г. Лена (вершина) 15.08. 41,17.481 77,40.650 5010,9
Г. Лена (тур) 15.08. 41,17.453 77,40.657 5003,6
Пер. Ольги Вороновой 16.08. 41,17.129 77,40.328 4645,8
Под пер. Ольги Вороновой со стороны р. Джарыктал 16.08. 41,16.898 77,40.487 4405,0
Язык ледника под пер. Ольги Вороновой с юга 16.08. 41,16.976 77,41.236 4373,3
Ночёвка у "Озёрной" скалы 16.08. 41,16.999 77,41.216 4358,9
Под перевал Щеглова Михаила 17.08. 41,17.287 77,41.350 4615,6
Ночёвка на гребне 17.08. 41,17.312 77,41.666 4972,5
Проход под пик Мэрик (радиально) 17.08. 41,17.366 77,41.681 4989,3
Пик Мэри 18.08. 41,17.551 77,41.772 5027,4
Под стенкой на пик Филонова 18.08. 41,17.680 77,41.764 4950,9
Пик Филонова 18.08. 41,17.890 77,41.699 5163,9
Тур пика Филонова 18.08. 41,17.860 77,41.693 5156,0
Обед на р. Джарыктал 19.08. 41,16.476 77,42.538 3805,7
Ночёвка под ледником Джарыктал... 19.08. 41,17.326 77,43.819 4132,2
Перевал Джарыктал 20.08. 41,18.367 77,44.470 4643,6
Ночёвка под ледником Джагалмай 20.08. 41,20.927 77,40.688 3823,3
Лагерь под пер. Кореш 22.08. 41,22.585, 77,40.867, 4377,8
Перевал Кореш 23.08. 41,22.646, 77,41.162, 4609,8
Ночёвка после перевала Кореш 23.08. 41,24.884, 77,42.572, 3791,4
Ночёвка на р. Карасу 24.08 41,27.008, 77,42.574, 3548,2
Кош 25.08. 41,28.974, 77,42.148, 3399,4
Перевал н.к. 26.08. 41,30.697, 77,44.256, 3386,9

 


8. Перевальные записки

Ф. 83. Лицевая сторона записки с перевала
Ф.
83. Лицевая сторона записки с перевала "Ветреная лампа"
Ф. 84. Содержание записки с перевала
Ф
. 84. Содержание записки с перевала "Ветреная лампа"
Ф. 85. Записка с перевала
Ф
. 85. Записка с перевала "Ольги Вороновой", сторона 1
Ф. 86. Записка с перевала Ольги Вороновой сторона 2
Ф
. 86. Записка с перевала Ольги Вороновой сторона 2

 

Добавить комментарий

2018_Kazachiy_ostrog1.jpg

Последние комментарии

© 2017 НО НО ФСТР