4у к.с. горный Центральный Тянь-Шань, хребет Борколдой, рук Лучко, 3 место СФО

 

Перевал Щеглова Михаила (2А, 4609,8 м.). Паспорт перевала

Район Хребет, массив Название Высота Категория трудности протяжённость
Центральный Тянь-Шань Борколодой Щеглова Михаила 4600 м. 1 км.+ 300 м.

1. Местонахождение. Перевал находится в хребте Борколдой Внутреннего Тянь-Шаня.. Расположен в основном хребте между вершинами 5015,0 и г. 5004,0 м. (г. Мэрик). Ориентация: с юга на север. 2. Что соединяет, что связывает. Связывает долину р. Джарыктал (западный приток р. Джарыктал - р. Джарыктал - р. Узенгегуш - ) с долиной реки Джагалмай (р. Джагалмай - р. Каракол - р. Нарын). 3. Кем назван, когда, в честь кого. По факту одностороннего прохождения нашей группой 17.08.09. предлагаем назвать перевал в честь нашего товарища Михаила Щеглова (Мишка "Гамми"), погибшего в горах Памире в августе 2009 г. 4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала. Нет. 5. Количественные характеристики.

Общее время прохождения от "Озёрной" скалы до седловины и обратно до подножия перевала Время спуска Время подъёма Время движения со страховкой Кол-во пунктов страховки Частота прохождения Преимущественное направление прохождениия
попеременной одновременной
ЧХВ -.3 ч. 35 мин. ЧХВ - 10 мин. ЧХВ - 3 ч.25 мин. 1 ч. 1 ч. 35 мин. 2 точки на ледорубах Одностороннее первопрохождение Наше восхождение: юг - север

6. Условия, при которых изменяется категория трудности.
Категория сложности определена нами только с одной стороны (южной). Она изменится в сторону усложнения 1) при сквозном прохождении до 2Бк.с. (см. фотографии северной стороны в этом паспорте); 2) при подъёме на перевал с юга непосредственно на самую низкую точку по скалам (до 3А к.с.).

7. Рельеф по участкам пути.
На подъёме:
S0 - S1. От Озёрной скалы на нижнее плато под перевалом Щеглова Михаила Фирновый склон, 15-20 градусов.
S1 - S2. От нижнего плато к началу подъёма на пер. Михаила Щеглова. Протяжённость - 300 м., крутизна - 35-40 градусов.
S2 - S3. Снежный склон (60 м., 40 градусов) - под кулуар. Ледовый кулуар. Протяжённость - 60 м., 45 градусов.
S3 - S4. Диагональный траверс вправо (пхд). 50 м., 45-50 градусов, фирн, в верхней части - скалы.
S4 - S5. Снежный кулуар траверсом вправо (пхд). 50 м., 50-55 градусов на скальный зуб. Метровый карниз.

8. Описание прохождения.
По сути, проведённый подъём был разведкой на предмет последующего полного прохождения, от которого впоследствии отказались. От "Озёрной" скалы внимательно рассмотрели южную сторону перевала, информацию о северной стороне получили ранее - во время восхождения на г. Лена - Алена. От "Озёрной" скалы седловина виднелась хорошо: с западной стороны - скалы, на которые приходилась самая низкая точка перевала, с восточной - фирновые или ледовые кулуары. Несмотря на то, что скальная часть была самой низкой в гребне, в.выход на неё непосредственно от подножия казался затруднительным и нецелесообразным. Как и смотрелось снизу, более рациональным казался подъём на седловину выше (восточнее) по склону. Спуск с перевала на северную сторону: снежный склон - восточная часть перевала, скалы - с запада. От "Озёрной" скалы поднялись на нижнее плато под скалами, от него по рантклюфту, тянущемуся вдоль стены перевала Щеглова прошли в связках около 300 м.и оказались на наклонном плато, с которого подъём на перевал выглядел наиболее целесообразным (точка S2). В связках прошли кулуар. В месте, где он заканчивался (точка S3), для нас были возможны два пути - влево или вправо. Мы пошагали вправо и, кажется, ошиблись. Путь влево был бы проще и безопаснее. Слева смотрелось, что в точке S5 нет карниза, однако он там был. Под карнизами по крутому фирновому склону мы траверсировали участок S3-S4. На точке S4 организовали станцию, на ледорубах, первый участник прошёл также траверсом вправо (пхд). Перед выходом на перевал также висел карниз. Первый участник прокопал его и выбрался на перевал. Высоту с ГПС не сняли. Примерно 4600 м. Отметили, что пройденный путь неправилен, а идти надо было к точке M. Спустились от точки S4 прямо вниз по снежному склону с участками льда и фирна. Тур не делали, записку не оставляли. На фотография представлены виды на возможный спуск с перевала на северную сторону: кажется, наиболее он безопасен по снежному склону, придерживаясь левой (ор) стороны - вдоль скал.

9. Требования к организации движения и страховки.
Нами были использованы следующие страховочные действия.
S0 - S1. Движение в связке.
S1 - S2. Движение в связке. Самостраховка с помощью ледорубов.
S2 - S3. Движение в связке. Самостраховка с помощью ледорубов.
S3-S4. Перильная страховка. Крепление - 3 точки на ледорубных станциях, одна - на ледобурах.
S4-S5. Выход первого участника с нижней страховкой (крепление на ледорубе).

10. Возможные опасности и меры безопасности.
На участке S1 - S2 не исключён камнепад со скал слева в тёплую погоду, поэтому необходимо проходить этот участок рано утром.
На участке S2-S3 возможен отрыв карниза сверху. Не исключены камнепады сверху или со стен кулуара. Возможен срыв участника при движении в связке, поэтому рекомендуется организация перил.
На участке S3-S4 возможно обрушение карниза по перевальной линии, поэтому, в случае выбора движения по пройденному нами пути, рекомендуется подъём или спуск по линии S4-S6.
На участке S4-S5 возможен отрыв карниза по гребневой линии, рекомендации те же, какие к предыдущему участку.

11. Рекомендуемое специальное снаряжение.
Льдобуры, ледорубы, которые могут служить в качестве станции (не скальные молотки или спец. ледовые инструменты). В случае подъёма на перевал по скалам, понадобится скальной снаряжение - крючья, закладки,френды.

12. Места ночлегов.
Ночлег перед прохождением перевала лучше организовать у "Озёрной" скалы. На перевале удобных стоянок мы не видели.

13. Информации о ЧП.
Нет.

14. Фамилия, имя, отчество автора описания.
Описание делал Лучко Максим Иванович.
15. Фотоматериалы.
Ф. 1. Вид на перевал от Озёрной скалы.
Ф. 1. Вид на перевал от Озёрной скалы.
Ф. 2. Вид на участок S0-S1 с участка S1-S2.
Ф. 2. Вид на участок S0-S1 с участка S1-S2.

Ф. 3. Вид на перевал с верхнего наклонного плато. Красным - путь группы. Синим - путь спуска. Зелёным пунктиром - возможный путь движения на перевал.
Ф
. 3. Вид на перевал с верхнего наклонного плато. Красным - путь группы. Синим - путь спуска. Зелёным пунктиром - возможный путь движения на перевал.
Ф. 4. Перед выходом на седловину под карнизами.
Ф. 4. Перед выходом на седловину под карнизами.

Ф. 5. Фото из-под карнизов на страхующих участников.
Ф. 5. Фото из-под карнизов на страхующих участников.

Ф. 6. Вид на перевал с верхней части наклонного плато.
Ф. 6. Вид на перевал с верхней части наклонного плато.

Ф. 7. Вид на перевал с подъёма на г. Лена.
Ф. 7. Вид на перевал с подъёма на г. Лена. "S5" - место нашего выхода. "M" - рекомендуемое место выхода.

Ф. 8. Вид на перевал с г. Лена.
Ф. 8. Вид на перевал с г. Лена. "S5" - место нашего выхода. "M" - рекомендуемое место выхода.

9. Вид на перевал с подъёма на г. Павла Филонова.
9. Вид на перевал с подъёма на г. Павла Филонова. "M" - место нашего выхода, "S" - рекомендуемое место выхода.

16. Картографические материалы
В одном делении - 1 км.
 []
Карта радиального выхода на пер. Щеглова Михаила. Красной линией обозначен путь группы. Треугольником - место ночёвки

 

Добавить комментарий

2018_Kazachiy_ostrog1.jpg

Последние комментарии

© 2017 НО НО ФСТР