Река с «безобидным» именем «Песчаная»

    Река с «безобидным» именем «Песчаная»

    Горбик Е.А., г. Барнаул, МС, президент ФСТ Алтайского края, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

     

    10 мая Совет Федерации спортивного туризма Алтайского края обсудил происшествие на реке Песчаной, где во время сплава на майские праздники погибли 4 человека.

    Напомним, что 29 апреля на р. Песчаной в районе села Куягана (Республика Алтай) стартовало Первенство Сибирского федерального округа и Кубок Алтайского края по туристскому многоборью. Кроме участников соревнований сюда же приехали еще несколько групп туристов, желающих максимально интересно использовать выходные дни. Многолетняя практика показывает, что в первые майские дни на р. Песчаную ежегодно прибывают не менее 100 человек. Река очень удобна для спортивных походов – до неё легко добраться, маршрут при благоприятных условиях проходится за 2 – 3 дня.

    Первый день соревнований (ориентирование на гладкой дистанции), как сообщил участникам заседания главный судья этих соревнований начальник поисково-спасательной кинологической службы Западно-Сибирского поисково-спасательного отряда им. В.В. Зюкова Георгий Дракин, прошёл благополучно, без каких-либо происшествий. Однако уже в этот день организаторы и участники Первенства СФО и Кубка Алтая отметили, что уровень воды, в момент начала соревнований бывший несколько выше среднего, заметно поднялся. Рост составил примерно 30 см за день. Первый день соревнований проходил в достаточно широкой долине реки, где подъём воды не так ощутим. И всё же в конце дня 29 апреля судейская коллегия и оргкомитет соревнований приняли решение об их официальном закрытии, учитывая, что далее река входит в узкое ущелье.

    Об этом решении в тот же вечер и на следующее утро (поскольку команды размещались на ночёвку в разных местах) были извещены все участники соревнований – 48 человек из нескольких команд, подавших заявки на участие в соревнованиях. Поскольку кроме участников соревнований в это время на р. Песчаной были еще около 90 человек (группы из г. Бийска, г. Барнаула, г. Новосибирска, г. Екатеринбурга), все спортсмены тут же были фактически мобилизованы для оказания помощи другим группам. Уровень подготовки этих команд, а также качество используемого ими снаряжения были весьма различными, поэтому спасатели и организаторы соревнований сразу же рекомендовали выходить с маршрута по берегу, чтобы избежать неприятностей. Однако эти рекомендации, как правило, вызывали негативную реакцию водников, уверенных в своих силах и знании реки. Отчасти, это было связано еще и с тем, что уйти с р. Песчаной, даже бросив суда и тяжелое снаряжение, не так то просто. Поблизости просто нет достаточно крупных автодорог с интенсивным движением.

    Представители оргкомитета и судейской коллегии, а также часть спасателей 29 апреля остановились на ночёвку, подойдя к каньону как можно ближе. Рядом с ними располагалась бийская группа – группа руководителя Галахова, которая не участвовала в соревнованиях. Два рафта и бубль – достаточно мощные суда, на которых проходят маршруты и более высокой, чем на Песчаной, категории сложности. Эта группа потом ушла в каньон, не взирая на предупреждения. Впереди была только группа из Екатеринбурга, догнать которую вечером было достаточно сложно, поэтому их предупредили об опасности, которой грозило продолжение путешествия, утром 30 апреля.

    На следующий день на поляне перед входом в порог «Лестница», с которого должна была начаться вторая дистанция соревнований, собрались несколько экипажей – организаторы, спасатели, и еще несколько групп. Передовая часть уходит на глубокую разведку ущелья р. Песчаной, а оставшиеся на месте выставляют пост, чтобы останавливать экипажи, подходящие к каньону.

    Результаты разведки показали: подъём воды привел к тому, что по всей ширине река перегорожена мощными бочками, и обойти их нет возможности. Поэтому было принято решение поставить наиболее сильные катамараны-двойки на страховку за порогом «Лестница». Во всех более-менее подходящих для этого местах были выставлены опытные туристы-водники, в задачу которых входило спасение пострадавших с использованием так называемых морковок – спасательных концов.

    Главный судья соревнований Георгий Дракин и председатель общественной организации «Бийская федерация туризма и экстремальных видов спорта» Виктор Васин (один из организаторов соревнований), успешно прошли порог и тоже встали на страховку. На страховке был также еще один экипаж спасателей на катамаране-двойке. В это время пошли в порог другие группы. Одной из первых пошла группа на катамаране-четверке «Альбатрос» – судне, достаточно плохо управляемом в таких условиях. Первая авария произошла именно с этой группой. Правый чехол катамарана не выдержал нагрузки и лопнул. Ситуация достаточно сложная даже на менее серьёзном участке, поскольку вылезающим из чехла баллоном экипаж порой разбрасывает достаточно далеко друг от друга. В этом случае спасительным для экипажа стало большое количество спасателей и спортсменов на страховке, поскольку троих пострадавших удалось сразу же выдернуть из реки, используя морковки. Одному помочь не удалось – спасатели на катамаране-двойке его догнали достаточно быстро, но к тому времени он был уже мёртв. Откачать его не сумели.

    В это время порог длиной около 2 километров проходило еще несколько экипажей, которым тоже пришлось оказывать помощь. Из числа заявленных на участие в соревнованиях в порог вышел экипаж Ерёминых из г. Рубцовска. Спортсменам также не удалось преодолеть препятствие – катамаран перевернулся, они оказались в воде. Спасатели отправили за ними два катамарана-двойки. Вытащить из воды сумели обоих, причём практически рядом, но вернуть к жизни удалось только одного – Ерёмина-старшего.

    Сразу после того, как произошла первая авария, приведшая к смертельному исходу, спасатели выставили перед входом усиленный пост, в задачу которого входило одно – используя любые возможности убеждения не пускать экипажи в каньон. Спасателям в течение нескольких дней приходилось не только уговаривать, но и применять более серьезные способы воздействия – вплоть до того, что одному из экипажей из г. Новосибирска сначала перерезали вязки катамарана, потом, когда это не произвело должного действия, поломали 2 весла. Когда и это оказалось бесполезным, им пригрозили тем, что просто порежут баллоны. Только это остановило героев-водников. Впоследствии, когда они своими глазами с берега оценили опасность мощной струи, они благодарили тех, кто их уберёг от опрометчивых амбиций.

    Группу Галахова, ушедшую вперёд, беда не миновала – один рафт перевернулся, экипаж второго попытался зачалить пострадавшее судно, но сделать этого не удалось. Троих из экипажа перевернувшегося судна вытащили на берег – двое были живы, один погиб. Еще один член экипажа этого рафта ушёл дальше, держась за судно. Вероятнее всего, в пороге «Розовый бом» его оторвало от судна, а шансов спастись в пороге у него практически не было. На менее маневренном бублике догнать рафт было фактически невозможно, хотя это и пытались сделать.

    1 и 2 мая спасатели и их помощники делали всё возможное, чтобы не пустить в каньон другие группы, собирали их вместе. 2 мая спасатели и спортсмены транспортировали погибших в место, откуда их можно забрать вертолётом, организовывали эвакуацию групп из ущелья по берегу. Это тоже было достаточно сложно: крутые скальные берега, узкие тропинки, по которым невозможно вынести объёмное водное снаряжение. Спортсмены собирали снаряжение и организовывали охрану судов до момента, когда их можно будет забрать с реки. Спасатели в это время выводили туристов, не участвовавших в соревнованиях, в район села Солоновка, поскольку неподготовленным людям пришлось вдобавок преодолевать довольно полноводный левый приток – реку Быстрёнок, для чего пришлось организовывать переправу.

    Участники заседания Совета Федерации спортивного туризма Алтайского края пришли к единому выводу, что трагедия на Песчаной была бы более масштабной, если бы в этот момент на реке не было бы дисциплинированных опытных спортсменов-водников. Из четырех погибших только один человек был заявлен участником соревнований.

    Разбор несчастного случая в цитатах:

    Евгений Горбик, МС СССР:

    «Давайте вот ещё что понимать: Песчаная – река III категории сложности, а эта категория переломная, на ней новички могу стать, либо не стать серьёзными спортсменами. Сюда именно весной приезжают туристы, чтобы «закрыть тройку». Но в паводок сложность р. Песчаной может резко возрасти. Майские праздники давно инерционно популярны для коротких и интенсивных походов. Надо попробовать сломать этот стереотип и рекомендовать сместить сроки таких массовых мероприятий. Думаю, что ситуация была бы гораздо хуже, если бы не было в это время на реке спасателей и спортсменов, взявших под контроль течение событий, в том объёме, который им был доступен. Надо помнить, что запретить идти по реке не имеет право никто. Человек сам решает – готов он к этому маршруту, способен он его пройти, или нет. И руководитель группы также должен сам принимать решение – сойти с маршрута или продолжить движение».

    Георгий Дракин, МС России, Главный судья соревнований, судья республиканской категории, спасатель МЧС:

    «В условиях, сложившихся на реке в этом году, больше половины вышедших на р. Песчаная групп не прошли бы каньон без аварий. Мощная вода и плохое снаряжение этих групп обязательно привели бы к трагедии. По всей видимости, в рекомендациях для последующих соревнований надо предусмотреть пункты, касающиеся организованного выхода групп с места окончания соревнований. Если для р. Чуя у участников есть дорога для отъезда, то для р. Песчаной более логичен сплав. Мы никогда не обращали на это внимание, потому что участники соревнований организованы и дисциплинированы. Возможно, нам надо это прописать в Положении о соревнованиях. При выходе с точки окончания соревнований команда должна действовать в соответствии с рекомендациями и организованно».

    Виктор Васин, МС России, организатор соревнований:

    «Если бы на реке были только участники соревнований, можно было принять простое решение – прекратить соревнования и ждать падения уровня воды. Но реку не перегородишь, а потому мы не могли безучастно наблюдать, как экипажи, не оценившие опасность, терпят аварию».

    Михаил Маркин, МС СССР, председатель Алтайской краевой МКК:

    «Если бы на р. Песчаная в тот момент не было организованных спортсменов, прибывших на соревнования, погибших оказалось бы гораздо больше. Запрещать выход на любой маршрут практически бесполезно и вредно – люди всё равно будут ходить в горы, на реки, в пещеры. Но когда группа подает заявку на прохождение того или иного маршрута, члены маршрутно-квалификационной комиссии оценивают её опыт и готовность, дают рекомендации, предупреждают о том, какие меры следует принять в том или ином случае. Нередко группе назначается проверка навыков и готовности на местности. И это очень важно».

    Андрей Дракин, заместитель начальника ПСР Западно-Сибирского поисково-спасательного отряда им. В.В. Зюкова:

    «Давняя система контрольно-спасательных служб разрушена. Сегодня несколько разных функций, которые ранее выполняли несколько видов туристских и альпинистских контрольно-спасательных формирований, выполняет Министерство чрезвычайных ситуаций. Подконтрольны сегодня, только те группы, которые занимаются спортивным туризмом, как видом спорта, а также те группы, которые руководствуются правилами подготовки спортсменов. В правилах любого экстремального вида спорта (водного туризма, альпинизма, дайвинга, парашютного спорта и других), чётко прописан принцип: от простого – к сложному. По мере нарастания опыта человек, приобретая необходимые навыки и знания, проходит всё более сложные маршруты. Можно предвидеть некомпетентные желания – запретить, «держать и не пущать». Это не только нереально реализовать, но и принесет вред огромного масштаба. Люди всегда будут ходить в горы, где риск всегда имеет место. Действия организаторов и спасателей были наиболее рациональны и оправданы с точки зрения организации безопасности соревнований».

    Реального способа быстро изменить ситуацию к лучшему никто из принимавших участие в обсуждении трагедии на р. Песчаной не назвал, да его, очевидно, просто нет в природе.

    Недавняя трагедия на Эльбрусе еще раз сказала нам, что если мы выбрали горы, мы должны быть готовы принимать и условия игры – Природы и Стихии.

    Только всемерное развитие спортивного туризма может через достаточно продолжительный период времени привести к снижению количества трагедий в горах. Мы должны сделать все возможное для вовлечения людей, стремящихся в горы и экстремальные условия, к занятиям спортивным туризмом. На то и создаются спортивные клубы, ассоциации и федерации, чтобы обучать, помогать и контролировать подготовку группы, которая выходит на маршрут.

    You have no rights to post comments

    Последние комментарии

    • Областной турслёт 2017 года

      Жигарев Олег 22.06.2017 21:02
      Предлагается проверить ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОТОКОЛЫ по туристскому слёту 2017 г. Замечания пишите в ...
       
    • Областной турслёт 2017 года

      Жигарев Олег 22.06.2017 16:49
      Ниже есть Комментарий Добариной И.А., там есть электронная почта.
       
    • Областной турслёт 2017 года

      nik797 22.06.2017 13:27
      а к кому можно обратиться по поводу получения разряда? чтоб книжечку все получить? может кто ...
       
    • Областной турслёт 2017 года

      Жигарев Олег 21.06.2017 19:53
      Приносим извинения - пока ни где. Смотрите в конце недели в ссылках к этой статье если сайт не ...
       
    • Областной турслёт 2017 года

      Светлана 21.06.2017 19:46
      Скажите пожалуйста , где можно посмотреть результаты соревнований с турслета
    © 2017 НО ФТТС

    Please publish modules in offcanvas position.