Аналитическая справка о состоянии спортивного туризма в Красноярском крае

    Аналитическая справка
    о состоянии спортивного туризма в Красноярском крае

    Плющ И.В., г. Красноярск, кандидат географических наук,
    доцент социально-правового факультета юридического института
    Сибирского Федерального университета

    Спортивно-оздоровительный туризм – наиболее демократичный вид отдыха всех социально-демографических групп населения, начиная с подростков и кончая пенсионерами. Как социально-ориентированное движение граждан, не преследует получение прибыли; базируется на системе туристских секций, клубов, объединенных в общественные организации – федерации спортивного туризма. Федерации туризма досуговую деятельность осуществляют в различных формах: походы (прохождение спортивного маршрута), соревнования, экспедиции и др.

    В настоящее время в Красноярском крае культивируется 6 из 10 включенных в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК) видов спортивного туризма: водный, горный, спелео, пешеходный, лыжный и комбинированный. Из них 4 вида туризма отличаются высоким уровнем сложности, техничностью. За последние два года все больше внимания привлекает велосипедный туризм, особенно велопоходы по пересеченной местности. Можно предположить в ближайшие годы активный рост популярности этого направления среди молодежи. Развиваются виды туризма по двум соревновательным направлениям: маршруты (спортивные походы) и дистанции (соревнования по технике туризма).

    Спортивные походы
    Для совершения спортивного похода (соответствующего требованиям ЕВСК) группа оформляет маршрутные документы в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). Самые большие полномочия в Красноярском крае по выпуску групп в категорийные походы имеет Краевая МКК (выпускает на маршруты V категории сложности по лыжному, горному, водному, пешеходному и спелеотуризму). В составе Краевой МКК действуют 16 низовых МКК с более узкими полномочиями в городах края: Ачинск, Зеленогорск, Железногорск, Канск, Лесосибирск, Дивногорск, Ужур, Назарово, Норильск, Минусинск.
    Количество категорийных СП, П и СПТ (в скобках кол-во участников), рассмотренных положительным решением всеми МКК края в 2005 г.


    Вид туризма

    Категория сложности походов

    Всех мероприятий

    IV – VI категории сложности

    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    Пешеходный

    22/273

    6/58

    2/19

    30/350

    Лыжный

    18/184

    14/149

    1/6

    33/339

    Горный

    6/89

    8/60

    2/23

    1/8

    17/172

    1/8

    Водный

    68/543

    14/146

    18/130

    4/28

    1/9

    105/856

    4/37

    Спелео

    11/245

    17/196

    28/441

    Вело

    Комбинирован

    1/9

    1/9

    1/9

    Всего

    214/2167

    Количество категорийных СП, П и СПТ (в скобках кол-во участников), рассмотренных положительным решением всеми МКК края в 2006 г:


    Вид туризма

    Категория сложности походов

    Всех мероприятий

    IV – VI категории сложности

    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    Пешеходный

    26/314

    8/66

    34/380

    Лыжный

    20/174

    11/95

    2/14

    1/6

    34/289

    1/6

    Горный

    12/91

    7/51

    1/10

    2/16

    22/168

    2/16

    Водный

    53/674

    8/69

    2/14

    1/6

    64/763

    1/6

    Спелео

    13/214

    28/243

    1/6

    42/463

    Всего

    196/2063

    4/28

    Большая часть МКК и выпущенных ими групп действуют в системе детско-юношеского туризма, имеющего определенные преимущества. Во-первых, детско-юношеский туризм получает государственную (в том числе и финансовую поддержку). Во-вторых, в силу психосоциальных возрастных особенностей и временных возможностей имеющий массовый характер (как следствие, ориентирован преимущественно на школьный возраст).
    На основании справок о совершенных походах и ходатайствах федерации, после рассмотрения МКК спорткомитет (либо спортивные организации, имеющие полномочия) присваивает спортивные разряды туристам, выполнившим соответствующие требования.

    Год

    Массовые разряды

    I разряд

    КМС

    2005

    250

    25

    2

    2006

    200

    15

    5

    Наряду со спортивными разрядами и званиями в туризме существует система туристских званий, определяющих иной вид квалификации: от организатора спортивного туризма и инструктора-проводника до инструктора спортивного туризма международного класса.


    Вид туризма

    Инструктор СТ МК

    Ст. инструктор СТ

    Инструктор СТ

    Водный

    1

    7

    14

    Спелео (через МУ «ЦП»)

    5

    23

    Горный

    4

    8

    Пешеходный

    4

    8

    Лыжный

    2

    8

    Всего

    1

    22

    61

    Аттестованные федерацией кадры работают на маршрутах активного отдыха в коммерческих турфирмах и муниципальных учреждениях, а также на организуемых федерацией и клубами семинарах и школах по подготовке общественных туристских кадров по различным видам туризма. Семинары и школы (в среднем за год): Водный 4/80; Горный 4/120; Пешеходный 2/40; Спелео 2/50. Некоторое количество участников семинаров и школ, освоив навыки спортивного туризма и приобретя опыт прохождения маршрутов, переходит в автономный режим – продолжая регулярно совершать походы, они не оформляют маршруты в МКК.

    Соревнования

    Ежегодно федерацией проводятся краевые соревнования по технике туризма:

    • Горного: Чемпионат края, чемпионат СФО – 2/120
    • Водный: Чемпионат края – 1/100
    • Пешеходный: Чемпионат края, Чемпионат СФО – 1/50
    • Лыжный: Чемпионат края – 1/60
    • Спелео: Чемпионат края, Чемпионат СФО – 1/50

    Городскими федерациями и клубами соревнования по технике туризма проводятся в городах края (Красноярск, Зеленогорск, Канск, Лесосибирск, Норильск). Кроме спортивных соревнований федерацией и клубами (непосредственно или с их помощью) ежегодно проводятся различные городские мероприятия: спортивные праздники (напр., День туризма), туристские слеты, летние туристско-спортивные лагеря, массовые мероприятия.

    Финансирование

    Финансирование фактически неупорядочено. Большей частью осуществляется в режиме самофинансирования, или оплаты деятельности за свой счет. Спорткомитеты различного уровня оплачивают: работу судейских бригад, награждение победителей, частично – транспорт при проведении соревнований. Сборные команды края участвуют в республиканских и зональных соревнованиях. Наиболее успешно – водный и горный (победы и призовые места на Чемпионатах и кубках РФ). Часть поездок финансирует Центр Спортивной Подготовки, часть городские спорткомитеты и др. организации. Примерно половина поездок – за свой счет.

    Возрастной состав активных участников походов и соревнований – от 14 до 56 лет, распределение по возрастным группам неравномерное, выделяется две основные категории. Между категориями существует разрыв в 10 – 15 лет, который объясняется проблемами общественной жизни в стране, когда в течение ряда лет у населения не хватало ресурсов (времени, финансов и т.д.) на организацию активного досуга.

    Наиболее активными участниками являются представители возрастной категории 14 – 25 лет (школьники и студенты), их больше и по количеству участников. Вторая возрастная категория сформирована участниками 40 – 56 лет. Эта категория представлена социально стабильными и профессионально реализованными представителями общества. Они менее активны в спортивных мероприятиях, но совершают походы более сложных категорий. Прохождение маршрутов часто не оформляют через МКК. Участвуют в организации семинаров и школ, некоторые из них занимаются профессиональной деятельностью в детском туризме (инструктора школ, руководители секций и др.).

    Участники спортивных маршрутов представляют фактически все административные единицы края. Все крупные населенные образования имеют активные туристские группы, кроме Красноярска, в 16 городах края (из 25) действуют МКК.

    Проблемы развития современного спортивного туризма

    Противоречия в развитии современного спортивного туризма можно разделить на два уровня: проблемы развития и проблемы организации. Проблемы развития обусловлены большей открытостью современного общества, распространением новых технологий и не представляют опасности для собственно туризма. Эти проблемы будут разрешаться по мере накопления опыта деятельности. Наличие таких проблем можно рассматривать скорее как критерий позитивного состояния сферы деятельности. К таким проблемам можно отнести:

    • возникновение новых или трансформация существующих видов туризма (комбинированный, горно-велосипедный и т.д.) и связанные с этим сложности оценки, оформления, формирования стратегии маршрутов и др;
    • распространение практики совершения походов людьми с ограниченными возможностями (инвалиды);
    • использование в походах достижений современной техники (GPS).
     
    В Красноярском крае осуществляется фрагментарное развитие этих практик, отсутствует единая стратегия встраивания новых возможностей в существующую практику.
    Проблемы организации составляют те проблемы, которые препятствуют собственно развитию туризма, определяют разрушение сложившихся школ, неэффективное расходование ресурсов, снижение регионального потенциала спортивного туризма. В Красноярском крае в настоящее время именно эти проблемы доминируют.

    Рассмотрим подробнее проблемы этого уровня.
    I. Управленческие – отсутствие четкой иерархии и пересечение области полномочий определяет рассогласования в действиях и конфликты между структурами и организациями, одновременно сосуществуют разные подходы к системе управления.
    Проблемы управления проявляются во взаимоотношениях с:
    1. ЦП и ККЦДЮТ (оспариваемые границы полномочий):
    - присвоение разрядов без ходатайства федерации (ЦДЮТ);
    - тиражирование детских МКК без соблюдения нормативных требований;
    - проведение семинаров без соблюдения нормативных требований и оформления соответствующих документов (ЦП);
    - отсутствие координации и согласования между системами среднего образования, спорткомитетом, системой повышения квалификации.
    Последствия: снижение уровня безопасности, потеря управляемости низовыми организациями. В крае введен в качестве регионального компонента «спортивно-познавательный туризм» в общеобразовательных школах (согласно закону Красноярского края). В то же время специалисты туризма от развития содержания и норм регионального компонента среднего образования, от системы подготовки и ПК педагогов в этом направлении изолированы. Как следствие, подготовка кадров и повышение квалификации не контролируется, проводится на чрезвычайно низком уровне, уровень используемых программ не проходит внешней экспертизы профессионалов, в реализации регионального компонента специалисты также не используются (ни федерации, ни детско-юношеского туризма). Несколько лет такой практики вызовет неизбежное увеличение количества несчастных случаев (с вовлечением подростков и молодежи, считающих, что они «прошли подготовку»), возможной гибели людей и дискредитацию спортивного туризма и туризма как такового среди населения и администрации края.
    2. турфирмами:
    - использование кадров спортивного туризма без участия в их подготовке.
    Последствия: турфирмы не несут ответственности за безопасность, не заинтересованы вкладывать ресурсы в повышение квалификации кадров инструкторов.
    3. спорткомитетами:
    - не поддерживается «походная» составляющая туризма;
    - оказывается давление для принудительного участия структур туризма в устройстве различных «шоу», массовых мероприятий;
    - не финансируется оборудование дистанций при проведении соревнований и городских массовых мероприятий, мероприятия проводятся с личным снаряжением, при этом разрушается дорогостоящее снаряжение, приобретенное на личные средства участников походов.
    Последствия: снижается мотивация организации и участия в общественно-ориентированных мероприятиях и эффективность их проведения.
    4. МЧС: при наличии множественных структур МЧС не определены условия согласования, курирования, оказания помощи туристам при организации походов, не определены источники финансирования спасработ.
    II. Массовость спортивного туризма – определяется возможностью осуществлять деятельность на разных уровнях подготовки. В Красноярском крае наблюдается дисбаланс в структурах подготовки для туристов различных возрастных категорий, различных категорийных уровней. Эта ситуация обуславливает возникновение следующего ряда проблем:
    1. Отсутствие преемственности в спортивном туризме. В городе и крае сохранилось некоторое количество существовавшей ранее сети детских туристских клубов. Они обеспечивают вовлечение в туристскую деятельность детей 12 – 14 лет. Основную массовость в отчетах МКК в походах I и II категорий сложности создают дети из системы ЦДЮТа. По мере взросления и переориентации с участия в соревнованиях на участие в походах молодежь ощущает потребность в собственной структуре (клубе, секции). Таких мест, которые их могут принять, очень мало.
    Например, детские клубы «Абатак», «Ермак», «Ирбис», развивающие самый популярный – водный туризм, ориентированы на соревнования, а значит, подготовку начинают с 12 – 14 лет. В среднем количество занимающихся детей в трех клубах более ста человек. Подросшую молодежь, которая имеет желание ходить в походы, принимает только секция гостиницы «Турист» (Н.В. Будников) – т.е. 1 клуб в городе (не более 15 человек). Пешеходников – только «Вибрам». Горников и спелеологов, ходящих в походы, больше: 3 клуба на г. Красноярск. Существовавшая ранее достаточно массовая школа лыжников исчезла полностью – лыжников-походников нет вообще, что для сибирского региона по меньшей мере странно.
    Для поддержания и увеличения массовости в спортивном туризме необходима основа – наличие мест, где туристы встречаются, общаются, заражаются идеями, собираются в походы и т.п. – т.е. турклубы и турсекции. Необходимо создание сети молодежных турклубов.
    2. Слабое кадровое обеспечение возникло как одно из последствий нарушения преемственности. Разрыв между возрастными категориями активных туристов (см. выше) обуславливает и проблему передачи опыта. Очень немногие активные туристы старшего возраста готовы заниматься обучением молодежи. Реально на каждый вид туризма в городе Красноярске осталось 3 – 4 опытных туриста, занимающихся молодежью. Это катастрофически мало и занимаются они на голом энтузиазме в ущерб семье, работе и даже собственному увлечению туризмом. Естественно, нет никакой возможности для более сложных видов деятельности – популярное описание маршрутов, разработка новых модификаций снаряжения, подготовки популярной и методической литературы и т.д.
    Последствия (для 1 и 2): сокращается количество видов туризма, культивируемых в крае; нарушается преемственность подготовки, снижается уровень подготовки (становится меньше сложных категорийных походов), утрачивается опыт прохождения сложных категорийных маршрутов, т.е. снижается уровень развития туризма как вида деятельности и спорта. Каждый поток молодежи начинает с нулевого уровня, снижается уровень мотивации занятий туризмом. Спортивный туризм в крае перестает реализовывать свои основные функции.
    Необходима система поддержки этой категории специалистов, а также разработка комплекса мер, форм и средств вовлечения в подготовку молодежи представителей старших поколений. Старшее поколение туристов-походников – единственный резерв в крае для подготовки инструкторов-проводников для коммерческого туризма с активными способами передвижения. На сегодняшний день эта подготовка ведется бессистемно, хаотично, отсутствуют и программы, и нормативы такой подготовки. Для федерации – это возможность встраивания в систему современного развития коммерческого туризма, согласования с деятельностью турфирм, один из способов привлечения и поддержки туристов старшего поколения. Эту возможность необходимо использовать.
    3. Информационное обеспечение и PR
    Фактически отсутствует популярная и эмоционально-насыщенная литература о природе края, рекреационных возможностях края. Необходимо активизировать деятельность в этой сфере: написать новое и переиздать старое. Важно также перевести имеющийся архив отчетов в электронный вид, обеспечив сохранность информации (отчеты о прохождения маршрутов), создать электронный региональный банк данных (паспорт спортивных маршрутов края и качественный потенциал ресурсов края). Не менее важно создание официальной библиотеки туристской направленности. Разработать информационные листки, брошюры о туризме для использования на НРК в школах, массовых городских и краевых мероприятиях.
    III. Неполнота законодательно-нормативной базы.
    Изменения в социальной жизнедеятельности определили появление сфер деятельности, практических форм, видов, структур, их реализующих, которые затрагивают интересы спортивных туристов, используют ресурсы спортивного туризма, осуществляют деятельность, требующую компетентности в спортивном туризме. В то же время нормативная база этих сфер деятельности недостаточно разработана, не успевая за стремительным развитием социальной практики. В результате возникают конфликты интересов трех блоков:

     
    • фирм, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере туризма и ориентированных на получение прибыли с наименьшими затратами;
    • потребителей услуг этих фирм, ориентированных на качество и безопасность этих услуг, желающих купить уголок потребителя;
    • представителей спортивного туризма, являющихся единственными в стране «держателями» умений и навыков безопасного прохождения технически сложных маршрутов.
     
    Например, на сегодняшний день практически отсутствует нормативная база, обеспечивающая эффективный уровень подготовки инструкторов-проводников коммерческого туризма. В законе о туристской деятельности указывается, что водить туристов на активных маршрутах могут подготовленные инструктора-проводники. Но не оговаривается, кто их готовит, каким требованиям должны отвечать эти проводники и те, кто их готовит, кто их аттестует и осуществляет контроль за тем, чтобы тур/фирмы пользовались только аттестованными кадрами.
    В связи с тем, что в российском законе не оговаривается спортивный туризм вообще, не дается ему определения и не проводится грань между спортсменами и коммерсантами, «туризм спортивный» рассматривается исключительно как вид спорта, не включаясь в сферу собственно туристской деятельности. Одновременно с этим в обществе (и не только российском – это общемировая тенденция) все шире распространяются практики массового вовлечения молодежи и людей среднего возраста в активные виды проведения досуга с элементами экстрима или виды отдыха, основанные на экстремальных видах деятельности, в том числе и прохождение технически сложных туристских маршрутов. В первую очередь это относится к водным, горным и спелео маршрутам. Специфика природных условий Красноярского края включает наличие природных ресурсов, обеспечивающих разнообразные маршруты с экстремальными элементами. Можно предположить, что по мере роста востребованности видов отдыха с элементами экстрима при сохранении современной ситуации будет снижаться безопасность деятельности турфирм, что отрицательно скажется на имидже края, снизит эффективность использования инновационных ресурсов и потенциал развития края.
    При этом в формирующейся краевой законодательной системе не защищены права туристов-спортсменов. Например, на практике всевозможными контролирующими организациями (ГИМС на Мане, заказник на Сисиме и т.д.) спортсмены приравниваются к турфирмам, осуществляющим коммерческую деятельность. В результате (несмотря на приказ № 500, согласно которому спортивным судам не требуется регистрация) туристов-спортсменов практически вытеснили с Маны. Необходимо принять поправку к закону, уточняющую понятие «спортивное судно». Другой пример – посещение заказника законом не запрещено (только заповедников, согласно Конституции), для этого необходимо только уведомление (не разрешение). Но так сотрудники заказников не всегда различают туризм как вид спорта и туризм как коммерческая деятельность (тур/деятельность на территории заказника запрещена), спортсменов туда тоже перестали пускать.
    Необходима группа по разработке предложений к существующей нормативной базе в области туризма на территории Красноярского края, продвижение этих предложений на уровень Законодательного собрания, создание целостного и непротиворечивого комплекса законодательных актов в области туризма.
    В целом спортивный туризм как общенациональный вид спорта и вид деятельности, отражающий национальные традиции России, как общественное движение, несмотря на активную общественную поддержку, нуждается в поддержке законодательными и административными методами на федеральном и региональном уровнях. Востребованность этой общественной практики подтверждается постоянным притоком молодежи, даже при условии полной самозатратности, отсутствии рекламы. Спортивный туризм в широком смысле (т.е. прохождение технически сложных маршрутов в природных условиях) имеет огромный инновационный потенциал для развития края как возможность:
    1. увеличения качественного потенциала населения края – обеспечения безопасности жизнедеятельности в сложных социальных и природных условиях, развитие коммуникативных и управленческих навыков среди молодежи, большое значение для воспитательной системы – навыки самоорганизации, экологическое и патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни, основанного на физической и социальной активности, профилактика распространения среди молодежи девиантных форм поведения, организация активного досуга для молодежи. Рекреационный ресурс для населения;

    2. расширения инвестиционной базы развития края;

    3. развития практик самоорганизации населения, возможность для молодежи получить опыт участия в процессах социального управления, пространство взаимодействия представителей различных социальных групп. С этой позиции спортивный туризм можно рассматривать как ресурс развития элементов гражданского общества.
    На данный момент этап стихийного развития разнонаправленных социальных практик себя исчерпал. В сходных условиях стагнации оказались все структуры туристской деятельности: спортивный туризм, коммерческий туризм, детский туризм, инициативы других структур (правоохранительных, образовательных).
    Для дальнейшего эффективного развития необходимо целостное видение проблемы, единая региональная стратегия развития туризма. Наиболее эффективно может быть реализована в качестве целевой программы.

    Итоговые предложения для обсуждения:

    Разработка стратегии развития туризма в Красноярском крае (с учетом привлечения коммерческого сектора, административного ресурса, общественных организаций спортивного туризма, и т.д.).

    В рамках этой стратегии можно предусмотреть:

     
    • Создание сети молодежных турклубов; объединение в единую сеть низовой массовой части через НРК школьные – спорт/секции детские – молодежные клубы.
    • Организация после окончания школы (основной?) зачетных походов с молодежью на хозрасчетной основе – как контроль эффективности НРК. Предоставление доступной информации о возможности прохождения походов в дальнейшем.
     

    Разработка комплекса мер, форм и средств вовлечения в подготовку молодежи представителей старших поколений:

     
    • поддержки инструкторов общественных организаций (старшее поколение);
    • разработать и внедрить систему подготовки инструкторов проводников для коммерческих турфирм.
     

    Организация центра кадровой подготовки со смешанной формой соучредительства (коммерческие турфирмы):

    • создание нескольких полигонов для отработки техники (по принципам соучредительства).
     

    Организовать экспертизу программ регионального компонента по туризму, программ повышения квалификации для преподавателей РК по туризму.

     
    • организация группы по разработке предложений к существующей нормативной базе в области туризма на территории Красноярского края, продвижение этих предложений на уровень Законодательного собрания.
    • разработать мероприятия по пропаганде и агитации туризма.
    • рассмотреть возможности развития новых направлений – с элементами этно и эко/туризма.
     

    Объединение усилий различных структур по использованию ресурсов туризма с отдельными категориями населения: трудные подростки, инвалиды.
    Согласование интересов с МЧС
    Расширить количество привлеченных/частично привлеченных сотрудников федерации – при расширении деятельности один человек будет не в состоянии все координировать и вести текущую работу. Можно организовывать целевые временные группы.
    Проводить аналитику несчастных случаев в крае и использовать материалы в подготовке походников и инструкторов, преподавателей туризма в среднем образовании.
    Организовать конкурс материалов по туризму – фото, методической и популярной литературы, др. форм с привлечением грантовых средств на публикацию, освещение в СМИ.
    Провести экспертизу, подготовить и переиздать публикации прежних лет (1980 – 1990-е гг. и ранее).
    Перевести имеющийся архив отчетов в электронный вид, обеспечив сохранность информации (отчеты о прохождения маршрутов), создать электронный региональный банк данных (паспорт спортивных маршрутов края и качественный потенциал ресурсов края).
    Создание официальной библиотеки туристской направленности.
    Представленность туризма как вида деятельности в российских, региональных и зарубежных СМИ (на первом этапе через Интернет).
    Создание портала, объединяющего индивидуальные, молодежные и групповые сайты активного досуга.

    You have no rights to post comments

    Последние комментарии

    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 21:02
      Предлагается проверить ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОТОКОЛЫ по туристскому слёту 2017 г. Замечания пишите в ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 16:49
      Ниже есть Комментарий Добариной И.А., там есть электронная почта.
       
    • Областной турслёт 2017 года
      nik797 22.06.2017 13:27
      а к кому можно обратиться по поводу получения разряда? чтоб книжечку все получить? может кто ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 21.06.2017 19:53
      Приносим извинения - пока ни где. Смотрите в конце недели в ссылках к этой статье если сайт не ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Светлана 21.06.2017 19:46
      Скажите пожалуйста , где можно посмотреть результаты соревнований с турслета
    © 2017 НО НО ФСТР

    Please publish modules in offcanvas position.