Аналитическая справка
о состоянии спортивного туризма в Красноярском крае
Плющ И.В., г. Красноярск, кандидат географических наук,
доцент социально-правового факультета юридического института
Сибирского Федерального университета
В настоящее время в Красноярском крае культивируется 6 из 10 включенных в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК) видов спортивного туризма: водный, горный, спелео, пешеходный, лыжный и комбинированный. Из них 4 вида туризма отличаются высоким уровнем сложности, техничностью. За последние два года все больше внимания привлекает велосипедный туризм, особенно велопоходы по пересеченной местности. Можно предположить в ближайшие годы активный рост популярности этого направления среди молодежи. Развиваются виды туризма по двум соревновательным направлениям: маршруты (спортивные походы) и дистанции (соревнования по технике туризма).
Спортивные походы
Для совершения спортивного похода (соответствующего требованиям ЕВСК) группа оформляет маршрутные документы в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). Самые большие полномочия в Красноярском крае по выпуску групп в категорийные походы имеет Краевая МКК (выпускает на маршруты V категории сложности по лыжному, горному, водному, пешеходному и спелеотуризму). В составе Краевой МКК действуют 16 низовых МКК с более узкими полномочиями в городах края: Ачинск, Зеленогорск, Железногорск, Канск, Лесосибирск, Дивногорск, Ужур, Назарово, Норильск, Минусинск.
Количество категорийных СП, П и СПТ (в скобках кол-во участников), рассмотренных положительным решением всеми МКК края в 2005 г.
Вид туризма |
Категория сложности походов |
Всех мероприятий |
IV – VI категории сложности |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|||
Пешеходный |
22/273 |
6/58 |
2/19 |
30/350 |
||||
Лыжный |
18/184 |
14/149 |
1/6 |
33/339 |
||||
Горный |
6/89 |
8/60 |
2/23 |
1/8 |
17/172 |
1/8 |
||
Водный |
68/543 |
14/146 |
18/130 |
4/28 |
1/9 |
105/856 |
4/37 |
|
Спелео |
11/245 |
17/196 |
28/441 |
|||||
Вело |
||||||||
Комбинирован |
1/9 |
1/9 |
1/9 |
|||||
Всего |
214/2167 |
Количество категорийных СП, П и СПТ (в скобках кол-во участников), рассмотренных положительным решением всеми МКК края в 2006 г:
Вид туризма |
Категория сложности походов |
Всех мероприятий |
IV – VI категории сложности |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|||
Пешеходный |
26/314 |
8/66 |
34/380 |
|||||
Лыжный |
20/174 |
11/95 |
2/14 |
1/6 |
34/289 |
1/6 |
||
Горный |
12/91 |
7/51 |
1/10 |
2/16 |
22/168 |
2/16 |
||
Водный |
53/674 |
8/69 |
2/14 |
1/6 |
64/763 |
1/6 |
||
Спелео |
13/214 |
28/243 |
1/6 |
42/463 |
||||
Всего |
196/2063 |
4/28 |
Большая часть МКК и выпущенных ими групп действуют в системе детско-юношеского туризма, имеющего определенные преимущества. Во-первых, детско-юношеский туризм получает государственную (в том числе и финансовую поддержку). Во-вторых, в силу психосоциальных возрастных особенностей и временных возможностей имеющий массовый характер (как следствие, ориентирован преимущественно на школьный возраст).
На основании справок о совершенных походах и ходатайствах федерации, после рассмотрения МКК спорткомитет (либо спортивные организации, имеющие полномочия) присваивает спортивные разряды туристам, выполнившим соответствующие требования.
Массовые разряды |
I разряд |
КМС |
|
2005 |
250 |
25 |
2 |
2006 |
200 |
15 |
5 |
Наряду со спортивными разрядами и званиями в туризме существует система туристских званий, определяющих иной вид квалификации: от организатора спортивного туризма и инструктора-проводника до инструктора спортивного туризма международного класса.
Вид туризма |
Инструктор СТ МК |
Ст. инструктор СТ |
Инструктор СТ |
Водный |
1 |
7 |
14 |
Спелео (через МУ «ЦП») |
5 |
23 |
|
Горный |
4 |
8 |
|
Пешеходный |
4 |
8 |
|
Лыжный |
2 |
8 |
|
Всего |
1 |
22 |
61 |
Аттестованные федерацией кадры работают на маршрутах активного отдыха в коммерческих турфирмах и муниципальных учреждениях, а также на организуемых федерацией и клубами семинарах и школах по подготовке общественных туристских кадров по различным видам туризма. Семинары и школы (в среднем за год): Водный 4/80; Горный 4/120; Пешеходный 2/40; Спелео 2/50. Некоторое количество участников семинаров и школ, освоив навыки спортивного туризма и приобретя опыт прохождения маршрутов, переходит в автономный режим – продолжая регулярно совершать походы, они не оформляют маршруты в МКК.
Соревнования
Ежегодно федерацией проводятся краевые соревнования по технике туризма:
- Горного: Чемпионат края, чемпионат СФО – 2/120
- Водный: Чемпионат края – 1/100
- Пешеходный: Чемпионат края, Чемпионат СФО – 1/50
- Лыжный: Чемпионат края – 1/60
- Спелео: Чемпионат края, Чемпионат СФО – 1/50
Городскими федерациями и клубами соревнования по технике туризма проводятся в городах края (Красноярск, Зеленогорск, Канск, Лесосибирск, Норильск). Кроме спортивных соревнований федерацией и клубами (непосредственно или с их помощью) ежегодно проводятся различные городские мероприятия: спортивные праздники (напр., День туризма), туристские слеты, летние туристско-спортивные лагеря, массовые мероприятия.
Финансирование
Возрастной состав активных участников походов и соревнований – от 14 до 56 лет, распределение по возрастным группам неравномерное, выделяется две основные категории. Между категориями существует разрыв в 10 – 15 лет, который объясняется проблемами общественной жизни в стране, когда в течение ряда лет у населения не хватало ресурсов (времени, финансов и т.д.) на организацию активного досуга.
Участники спортивных маршрутов представляют фактически все административные единицы края. Все крупные населенные образования имеют активные туристские группы, кроме Красноярска, в 16 городах края (из 25) действуют МКК.
Проблемы развития современного спортивного туризма
Противоречия в развитии современного спортивного туризма можно разделить на два уровня: проблемы развития и проблемы организации. Проблемы развития обусловлены большей открытостью современного общества, распространением новых технологий и не представляют опасности для собственно туризма. Эти проблемы будут разрешаться по мере накопления опыта деятельности. Наличие таких проблем можно рассматривать скорее как критерий позитивного состояния сферы деятельности. К таким проблемам можно отнести:
- возникновение новых или трансформация существующих видов туризма (комбинированный, горно-велосипедный и т.д.) и связанные с этим сложности оценки, оформления, формирования стратегии маршрутов и др;
- распространение практики совершения походов людьми с ограниченными возможностями (инвалиды);
- использование в походах достижений современной техники (GPS).
Проблемы организации составляют те проблемы, которые препятствуют собственно развитию туризма, определяют разрушение сложившихся школ, неэффективное расходование ресурсов, снижение регионального потенциала спортивного туризма. В Красноярском крае в настоящее время именно эти проблемы доминируют.
Рассмотрим подробнее проблемы этого уровня.
I. Управленческие – отсутствие четкой иерархии и пересечение области полномочий определяет рассогласования в действиях и конфликты между структурами и организациями, одновременно сосуществуют разные подходы к системе управления.
Проблемы управления проявляются во взаимоотношениях с:
1. ЦП и ККЦДЮТ (оспариваемые границы полномочий):
- присвоение разрядов без ходатайства федерации (ЦДЮТ);
- тиражирование детских МКК без соблюдения нормативных требований;
- проведение семинаров без соблюдения нормативных требований и оформления соответствующих документов (ЦП);
- отсутствие координации и согласования между системами среднего образования, спорткомитетом, системой повышения квалификации.
Последствия: снижение уровня безопасности, потеря управляемости низовыми организациями. В крае введен в качестве регионального компонента «спортивно-познавательный туризм» в общеобразовательных школах (согласно закону Красноярского края). В то же время специалисты туризма от развития содержания и норм регионального компонента среднего образования, от системы подготовки и ПК педагогов в этом направлении изолированы. Как следствие, подготовка кадров и повышение квалификации не контролируется, проводится на чрезвычайно низком уровне, уровень используемых программ не проходит внешней экспертизы профессионалов, в реализации регионального компонента специалисты также не используются (ни федерации, ни детско-юношеского туризма). Несколько лет такой практики вызовет неизбежное увеличение количества несчастных случаев (с вовлечением подростков и молодежи, считающих, что они «прошли подготовку»), возможной гибели людей и дискредитацию спортивного туризма и туризма как такового среди населения и администрации края.
2. турфирмами:
- использование кадров спортивного туризма без участия в их подготовке.
Последствия: турфирмы не несут ответственности за безопасность, не заинтересованы вкладывать ресурсы в повышение квалификации кадров инструкторов.
3. спорткомитетами:
- не поддерживается «походная» составляющая туризма;
- оказывается давление для принудительного участия структур туризма в устройстве различных «шоу», массовых мероприятий;
- не финансируется оборудование дистанций при проведении соревнований и городских массовых мероприятий, мероприятия проводятся с личным снаряжением, при этом разрушается дорогостоящее снаряжение, приобретенное на личные средства участников походов.
Последствия: снижается мотивация организации и участия в общественно-ориентированных мероприятиях и эффективность их проведения.
4. МЧС: при наличии множественных структур МЧС не определены условия согласования, курирования, оказания помощи туристам при организации походов, не определены источники финансирования спасработ.
II. Массовость спортивного туризма – определяется возможностью осуществлять деятельность на разных уровнях подготовки. В Красноярском крае наблюдается дисбаланс в структурах подготовки для туристов различных возрастных категорий, различных категорийных уровней. Эта ситуация обуславливает возникновение следующего ряда проблем:
1. Отсутствие преемственности в спортивном туризме. В городе и крае сохранилось некоторое количество существовавшей ранее сети детских туристских клубов. Они обеспечивают вовлечение в туристскую деятельность детей 12 – 14 лет. Основную массовость в отчетах МКК в походах I и II категорий сложности создают дети из системы ЦДЮТа. По мере взросления и переориентации с участия в соревнованиях на участие в походах молодежь ощущает потребность в собственной структуре (клубе, секции). Таких мест, которые их могут принять, очень мало.
Например, детские клубы «Абатак», «Ермак», «Ирбис», развивающие самый популярный – водный туризм, ориентированы на соревнования, а значит, подготовку начинают с 12 – 14 лет. В среднем количество занимающихся детей в трех клубах более ста человек. Подросшую молодежь, которая имеет желание ходить в походы, принимает только секция гостиницы «Турист» (Н.В. Будников) – т.е. 1 клуб в городе (не более 15 человек). Пешеходников – только «Вибрам». Горников и спелеологов, ходящих в походы, больше: 3 клуба на г. Красноярск. Существовавшая ранее достаточно массовая школа лыжников исчезла полностью – лыжников-походников нет вообще, что для сибирского региона по меньшей мере странно.
Для поддержания и увеличения массовости в спортивном туризме необходима основа – наличие мест, где туристы встречаются, общаются, заражаются идеями, собираются в походы и т.п. – т.е. турклубы и турсекции. Необходимо создание сети молодежных турклубов.
2. Слабое кадровое обеспечение возникло как одно из последствий нарушения преемственности. Разрыв между возрастными категориями активных туристов (см. выше) обуславливает и проблему передачи опыта. Очень немногие активные туристы старшего возраста готовы заниматься обучением молодежи. Реально на каждый вид туризма в городе Красноярске осталось 3 – 4 опытных туриста, занимающихся молодежью. Это катастрофически мало и занимаются они на голом энтузиазме в ущерб семье, работе и даже собственному увлечению туризмом. Естественно, нет никакой возможности для более сложных видов деятельности – популярное описание маршрутов, разработка новых модификаций снаряжения, подготовки популярной и методической литературы и т.д.
Последствия (для 1 и 2): сокращается количество видов туризма, культивируемых в крае; нарушается преемственность подготовки, снижается уровень подготовки (становится меньше сложных категорийных походов), утрачивается опыт прохождения сложных категорийных маршрутов, т.е. снижается уровень развития туризма как вида деятельности и спорта. Каждый поток молодежи начинает с нулевого уровня, снижается уровень мотивации занятий туризмом. Спортивный туризм в крае перестает реализовывать свои основные функции.
Необходима система поддержки этой категории специалистов, а также разработка комплекса мер, форм и средств вовлечения в подготовку молодежи представителей старших поколений. Старшее поколение туристов-походников – единственный резерв в крае для подготовки инструкторов-проводников для коммерческого туризма с активными способами передвижения. На сегодняшний день эта подготовка ведется бессистемно, хаотично, отсутствуют и программы, и нормативы такой подготовки. Для федерации – это возможность встраивания в систему современного развития коммерческого туризма, согласования с деятельностью турфирм, один из способов привлечения и поддержки туристов старшего поколения. Эту возможность необходимо использовать.
3. Информационное обеспечение и PR
Фактически отсутствует популярная и эмоционально-насыщенная литература о природе края, рекреационных возможностях края. Необходимо активизировать деятельность в этой сфере: написать новое и переиздать старое. Важно также перевести имеющийся архив отчетов в электронный вид, обеспечив сохранность информации (отчеты о прохождения маршрутов), создать электронный региональный банк данных (паспорт спортивных маршрутов края и качественный потенциал ресурсов края). Не менее важно создание официальной библиотеки туристской направленности. Разработать информационные листки, брошюры о туризме для использования на НРК в школах, массовых городских и краевых мероприятиях.
III. Неполнота законодательно-нормативной базы.
Изменения в социальной жизнедеятельности определили появление сфер деятельности, практических форм, видов, структур, их реализующих, которые затрагивают интересы спортивных туристов, используют ресурсы спортивного туризма, осуществляют деятельность, требующую компетентности в спортивном туризме. В то же время нормативная база этих сфер деятельности недостаточно разработана, не успевая за стремительным развитием социальной практики. В результате возникают конфликты интересов трех блоков:
- фирм, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере туризма и ориентированных на получение прибыли с наименьшими затратами;
- потребителей услуг этих фирм, ориентированных на качество и безопасность этих услуг, желающих купить уголок потребителя;
- представителей спортивного туризма, являющихся единственными в стране «держателями» умений и навыков безопасного прохождения технически сложных маршрутов.
В связи с тем, что в российском законе не оговаривается спортивный туризм вообще, не дается ему определения и не проводится грань между спортсменами и коммерсантами, «туризм спортивный» рассматривается исключительно как вид спорта, не включаясь в сферу собственно туристской деятельности. Одновременно с этим в обществе (и не только российском – это общемировая тенденция) все шире распространяются практики массового вовлечения молодежи и людей среднего возраста в активные виды проведения досуга с элементами экстрима или виды отдыха, основанные на экстремальных видах деятельности, в том числе и прохождение технически сложных туристских маршрутов. В первую очередь это относится к водным, горным и спелео маршрутам. Специфика природных условий Красноярского края включает наличие природных ресурсов, обеспечивающих разнообразные маршруты с экстремальными элементами. Можно предположить, что по мере роста востребованности видов отдыха с элементами экстрима при сохранении современной ситуации будет снижаться безопасность деятельности турфирм, что отрицательно скажется на имидже края, снизит эффективность использования инновационных ресурсов и потенциал развития края.
При этом в формирующейся краевой законодательной системе не защищены права туристов-спортсменов. Например, на практике всевозможными контролирующими организациями (ГИМС на Мане, заказник на Сисиме и т.д.) спортсмены приравниваются к турфирмам, осуществляющим коммерческую деятельность. В результате (несмотря на приказ № 500, согласно которому спортивным судам не требуется регистрация) туристов-спортсменов практически вытеснили с Маны. Необходимо принять поправку к закону, уточняющую понятие «спортивное судно». Другой пример – посещение заказника законом не запрещено (только заповедников, согласно Конституции), для этого необходимо только уведомление (не разрешение). Но так сотрудники заказников не всегда различают туризм как вид спорта и туризм как коммерческая деятельность (тур/деятельность на территории заказника запрещена), спортсменов туда тоже перестали пускать.
Необходима группа по разработке предложений к существующей нормативной базе в области туризма на территории Красноярского края, продвижение этих предложений на уровень Законодательного собрания, создание целостного и непротиворечивого комплекса законодательных актов в области туризма.
В целом спортивный туризм как общенациональный вид спорта и вид деятельности, отражающий национальные традиции России, как общественное движение, несмотря на активную общественную поддержку, нуждается в поддержке законодательными и административными методами на федеральном и региональном уровнях. Востребованность этой общественной практики подтверждается постоянным притоком молодежи, даже при условии полной самозатратности, отсутствии рекламы. Спортивный туризм в широком смысле (т.е. прохождение технически сложных маршрутов в природных условиях) имеет огромный инновационный потенциал для развития края как возможность:
2. расширения инвестиционной базы развития края;
На данный момент этап стихийного развития разнонаправленных социальных практик себя исчерпал. В сходных условиях стагнации оказались все структуры туристской деятельности: спортивный туризм, коммерческий туризм, детский туризм, инициативы других структур (правоохранительных, образовательных).
Для дальнейшего эффективного развития необходимо целостное видение проблемы, единая региональная стратегия развития туризма. Наиболее эффективно может быть реализована в качестве целевой программы.
Итоговые предложения для обсуждения:
В рамках этой стратегии можно предусмотреть:
- Создание сети молодежных турклубов; объединение в единую сеть низовой массовой части через НРК школьные – спорт/секции детские – молодежные клубы.
- Организация после окончания школы (основной?) зачетных походов с молодежью на хозрасчетной основе – как контроль эффективности НРК. Предоставление доступной информации о возможности прохождения походов в дальнейшем.
Разработка комплекса мер, форм и средств вовлечения в подготовку молодежи представителей старших поколений:
- поддержки инструкторов общественных организаций (старшее поколение);
- разработать и внедрить систему подготовки инструкторов проводников для коммерческих турфирм.
Организация центра кадровой подготовки со смешанной формой соучредительства (коммерческие турфирмы):
- создание нескольких полигонов для отработки техники (по принципам соучредительства).
Организовать экспертизу программ регионального компонента по туризму, программ повышения квалификации для преподавателей РК по туризму.
- организация группы по разработке предложений к существующей нормативной базе в области туризма на территории Красноярского края, продвижение этих предложений на уровень Законодательного собрания.
- разработать мероприятия по пропаганде и агитации туризма.
- рассмотреть возможности развития новых направлений – с элементами этно и эко/туризма.
Объединение усилий различных структур по использованию ресурсов туризма с отдельными категориями населения: трудные подростки, инвалиды.
Согласование интересов с МЧС
Расширить количество привлеченных/частично привлеченных сотрудников федерации – при расширении деятельности один человек будет не в состоянии все координировать и вести текущую работу. Можно организовывать целевые временные группы.
Проводить аналитику несчастных случаев в крае и использовать материалы в подготовке походников и инструкторов, преподавателей туризма в среднем образовании.
Организовать конкурс материалов по туризму – фото, методической и популярной литературы, др. форм с привлечением грантовых средств на публикацию, освещение в СМИ.
Провести экспертизу, подготовить и переиздать публикации прежних лет (1980 – 1990-е гг. и ранее).
Перевести имеющийся архив отчетов в электронный вид, обеспечив сохранность информации (отчеты о прохождения маршрутов), создать электронный региональный банк данных (паспорт спортивных маршрутов края и качественный потенциал ресурсов края).
Создание официальной библиотеки туристской направленности.
Представленность туризма как вида деятельности в российских, региональных и зарубежных СМИ (на первом этапе через Интернет).
Создание портала, объединяющего индивидуальные, молодежные и групповые сайты активного досуга.