Хроника событий на реке Юрункаш

    Хроника событий на реке Юрункаш

    Панов С.Н., г. Москва, Президент ТССР, МС
    Говор В.В., г. Новосибирск, вице-президент ТССР, ЗМС

    С 10 августа по 03 сентября 2007 года спортивная команда, сложившаяся на базе туристского клуба Московского Государственного Университета, под руководством Заслуженного мастера спорта России Сергея Черника проводила спортивную экспедицию в горном районе Кунь-Лунь, Китай. Весь маршрут проходит по территории Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), столица город Урумчи, более мелкая административная единица провинция Хотан (или Хотанский округ), административный центр город Хотан. Основная цель экспедиции спортивный сплав по реке Юрункаш. Река Юрункаш берет начало на склонах хребта Устюнтаг высотой до 6920 м над уровнем моря на административной границе Тибетского автономного района КНР и уходит в пустыню Такла-Макан. Группа прошла процедуру выпуска (утверждения) в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) Федерации спортивного туризма г. Москвы.

    Состав группы:

    1. Черник Сергей Иванович 28.05.1960 г.р.
    2. Черник Иван Сергеевич 13.08.1982 г.р.
    3. Паутов Андрей Сергеевич 28.01.1979 г.р.
    4. Тищенко Дмитрий Иванович 07.06.1973 г.р.
    5. Сметанников Владимир Борисович, 09.03.1982 г.р.
    6. Зверев Александр Владиславович 11.08.1972 г.р.

    Средства сплава: Двухместный и четырехместный катамараны.

    Нитка маршрута и планируемый график движения:
    10 августа   вылет в 22.00 из Москвы до Урумчи; 11 августа прибытие в Урумчи, вылет в Хотан самолетом Урумчи-Хотан; 12 августа закупка необходимых продуктов в Хотане, выезд на автобусе в г. Керия (150 км на восток, около 4 часов езды), выезд дальше на джипах в кишлак Полур (около 80 км на юг, 4 – 5 часов езды); 13 – 19 августа организация гужевого каравана (ослы), переход пешком с караваном в верховья реки Юрункаш. (Примерные координаты: 35 35'0.14"N 81 29'12.47"E – место прощания с проводниками с точностью до 5 – 10 км в сторону запада); 20 – 21 августа пешеходный переход (без каравана) вдоль реки Юрункаш до места начала сплава (Примерные координаты: 35 33'19.13"N 81 14'1.67"E – возможное место начала сплава после слияния истока р. Юрункаш с крупным притоком из-под ледника Ялунг); 22 августа – 02 сентября сплав по реке Юрункаш до начала дороги по правому берегу, в 50 км выше города Хотан. (Ниже уже идёт достаточно широкая долина с горами-холмами по бокам. Примерные координаты: 36 49'15.12"N 79 54'19.06"E. Здесь предполагалась встреча. Тут уже имеется мобильная связь. Также машина может доехать до точки с координатами 36 36'27.72"N 79 52'33.32"E . Сюда приходит дорога из Хотана, идущая вдоль р. Юрункаш дальше, вернее это ветка дороги, сама дорога отворачивает чуть ниже и вверх уходит по правому (орографически) притоку. Вылет вечером на самолете Хотан-Урумчи. 03 августа вылет на самолете Урумчи-Москва. Контрольный срок об окончании маршрута – 5 сентября 2007 г. Организацией путешествия, покупкой авиабилетов занимались члены группы. Часть организационных мероприятий (встреча в Урумчи, закупка продуктов в Хотане, организация автомобильных переездов Хотан-Керия-Полур и гужевого каравана в верховья р. Юрункаш) в Китае осуществлялась через гида-проводника Чжанхун (Zhang Hong). Русское имя Саша, известен московским туристам и альпинистам с 1996 года. Знает неплохо разговорный и письменный русский язык. Хорошо говорит по уйгурски – родился и вырос в Урумчи. Также знает английский, немецкий, немного французский. Является сертифицированным гидом по работе с иностранцами. Раньше работал в нескольких крупных турфирмах, в настоящее время работает с индивидуальными туристами, в летнее время, преимущественно с русскоязычными альпинистами и туристскими группами на территории СУАРа.

    Хронология событий, произошедших с группой С. Черника сделана на основе описания событий Алексеем Казаковым и Дмитрием Марчуком по результатам их трехчасовой беседы с Александром Зверевым в госпитале в г. Хотан вечером 21 сентября 2007 года добавлена информация из разбора НС и прессконференции А. Паутова.
    19.08.07 г. Группа в сопровождении местных проводников вышла к реке Юрункаш. По сообщению погонщиков, караван расстался с группой 19 августа в оговоренной ранее точке. Все участники группы и руководитель были здоровы. Простившись с проводниками, собрали катамараны. Воды в реке достаточно для начала сплава в точке выхода к реке. Это позволило сразу же опередить график движения по реке на 2 дня.
    20.08.07 г. Начали сплав с высоты около 4700 м. Экипажи: кат-4: Сергей и Иван Черники, Андрей Паутов и Дмитрий Тищенко, кат-2: Александр Зверев и Владимир Сметанников. Шли быстро, частично обносились.
    20 – 23.08.07 г. Прошли половину маршрута. В один из дней прошли 60 км.
    24.08.07 г. Группа вошла в каньон и около 17 часов уткнулась в сложное препятствие, которое не смогла обнести (находится в 5 км выше места обнаружения ката-4). Препятствие проходили двумя катамаранами по разным траекториям. Катамараны были с вещами. Кат-4 попал в огромную бочку, перевернулся и застрял в ней. Паутов и Тищенко оторвались от судна и выбрались на левый берег. Оба Черника остались на катамаране. Кат-2 удалось обойти эту бочку, но он попал в следующую и тоже перевернулся. Сметанников выбрался на небольшой камень посередине реки, Зверев вылез на левый берег. От Паутова и Тищенко он был отделен бомом, но видел их. Сметанников с камня наблюдал, как через два часа из бочки выплыл Черник Иван и в полубессознательном состоянии проплыл мимо его камня. Кат-4 с Сергеем Черником «варился» в бочке около 5 часов, с него оторвало все рюкзаки и сломало поперечины. Судно выбросило из бочки уже в сумерках, по-видимому, из-за возросшего уровня воды. Звереву удалось выловить два рюкзака с двойки. Паутов, Тищенко и Зверев провели ночь на берегу, а Сметанников – сидя на камне.
    25.08.07 г. Утром по снизившейся воде Сметанников смог переплыть на левый берег. В течение дня оставшиеся члены группы выбрались из каньона наверх, на полку, где все встретились и заночевали. Зверев, оставил свой спасжилет и гидрокостюм внизу, у воды, т.к. решил, что далее они будут выбираться через горы.
    26.08.07 г. Группа двинулась вниз по реке и через 5 км увидела у левого берега обширный улов, в котором плавали катамараны, рюкзаки и весла. Они спустились вниз к воде и обнаружили там два тела. Черник Иван лежал на прибрежных камнях на уровне воды. Черник Сергей был зацеплен спасжилетом за среднюю выжимную трубу на катамаране. Оба были мертвы. Вещи и суда вытащили на берег, тела оттащили на метр от воды (ко времени проведения спасработ уровень воды упал на 2– 3 метра). Четверка показалась им неремонтопригодной. Рама у нее была сильно поломана, поэтому ее разобрали, наплывами прикрыли тела, разобрали снаряжение. Были попытки вылезти в горы, но, упустив один из рюкзаков, спустились к реке. Решили плыть вчетвером на двойке вниз.
    27.08.07 г. Группа стартовала на двойке со всем оставшимся снаряжением. Планировалось плыть только спокойные участки, обносить сложные и дойти до ближайшего места схода с маршрута. Через 8 – 10 км группа подошла к началу каньона. В следующем каньоне максимально все обносят, в препятствие, которое нельзя обнести, стартуют вчетвером. Несколько препятствий обнесли, но перед очередным сливом не смогли зачалиться. Примерно в 17 часов Кат-2 застрял в бочке, Зверева и Паутова оторвало от судна. Зверев, без спасжилета и гидрокостюма, выбрался на левый берег, Паутов ушел самосплавом вниз и выбрался на правый берег, но Зверев этого не видел, так же как и Паутов Зверева. Андрей Паутов в каньоне остался один, потому что после переворота его унесло течением. Когда катамаран перевернулся, он видел, что два человека живы еще точно, потому что они остались на перевернутом катамаране. После того, как Андрей выбрался на берег, он больше никого в течение 25 дней не видел. Двойка с оставшимися Дмитрием Тищенко и Владимиром Сметанниковым находилась в бочке около двух часов. Тищенко выбросило из бочки в бессознательном состоянии. Когда выбросило Сметанникова, Зверев не заметил. Оставшись на берегу без еды и вещей, он на протяжении трех дней пытался пройти вдоль реки вниз. Здесь долина реки расширяется, и река течет несколькими рукавами. На отмели он нашел сплавной ботинок Тищенко и его каску. Дальше пройти вдоль реки ему не удалось и Зверев вернулся обратно. Днем он спал в пещере повыше от реки, ходил за водой, а ночью бодрствовал.
    02.09.07 г. В назначенную точку встречи с проводником (50 – 60 км по реке Юрункаш выше города Хотан) группа не вышла. Чжанхун сразу позвонил в Москву, потому что он ни одну российскую группу забрасывал и знал, что делать в таких случаях, уведомил авиакомпанию о невылете группы по маршруту Хотан-Урумчи-Москва (перенёс даты вылета) и вернулся в точку назначенной встречи.
    04 и 05.09.07 г. Он дважды выезжал вверх по долине Юрункаш до конца дороги до притока р. Юрунгаша – р. Буя. Встреченные в этом месте старатели, работающие непосредственно в штольнях у самой поверхности реки сообщили ему, что по реке туристы не проплывали. В его планах, согласованных с россиянами, было обращаться к местным властям и армейским чинам с просьбой об отправлении вертолета по долине реки Юрункаш на поиски группы. В это время в Москве заместитель Черника, в этой группе Сергей Новак позвонил и сообщил Сергею Папушу, первому вице-президенту Федерации гребного слалома России (Президентом Федерации гребного слалома России является Сергей Викторович Лавров, министр международных дел). Бывает на день-два дня группа задерживается, тем более, что эти дни предусматриваются при назначении контрольных сроков. Обсудили ситуацию и составили проекты обращения в Китайское Посольство и на заместителя министра иностранных дел.
    05.09.07 г. Когда истек контрольный срок, ТССР и Федерация гребного слалома России обратились в МИД России и в Посольство КНР в РФ с просьбой оказать содействие в установлении местонахождения российских туристов. Обсудили проблему с Сергеем Викторовичем Лавровым. Проведение поиска в данном районе возможно двумя способами – по воде (с выходом к реке пешком через горную местность) и по воздуху (с вертолета). Наиболее эффективный способ поисков – с использованием вертолета. Но у китайских спасателей в данном районе нет ни вертолетов, ни экипажей, способных провести такие поиски. Поэтому Туристско-Спортивным Союзом России и Федерацией гребного слалома России было принято решение добиться организации российской поисковой экспедиции. Для этого Туристско-Спортивный Союз и Федерация гребного слалома России в лице Панова С.Н. и Папуша С.П. обратились с официальным письмом к главе МЧС России Шойгу С.К. с просьбой об организации российской поисковой экспедиции. Организация такой экспедиции сильно осложнялась тем, что для нее с российской стороны требовалось Постановление Правительства России, а с китайской стороны – разрешение на допуск иностранных спасателей в район, которое ранее еще никому не удавалось получить. Вопрос в Правительстве удалось решить.
    07.09.07 г. Проходил саммит стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Австралии на высшем уровне с участием глав 21 страны, где Сергей Викторович рассказал об этом Владимиру Владимировичу Путину в присутствии Китайского Председателя Хо Дзин Тау. Получалось, что шестеро русских терпят бедствие на территории Китая и здесь два лидера стоят и обсуждают это. Сразу же было принято решение, что надо русским помогать, и русских надо спасать, и со стороны китайского председателя было принято беспрецедентное решение, китайская сторона согласна принять помощь со стороны России в этой спасательной операции. После положительного решения вопроса на всех уровнях, в течение 10.09.07 г. необходимо сформировать группу из спасателей МЧС и высококвалифицированных водников, которая 11.09.07 г.на ИЛ-76 с вертолетом на борту должна вылететь в Китай. Еще одним препятствием было то, что китайская сторона не хотела допускать на свою территорию российский поисковый вертолет (доставка которого планировалась на тяжелом транспортном самолете МЧС). Но и эту проблему удалось решить.
    08 – 09.07 г. Поисками группы занялись китайские спасатели. В район поиска были направлены китайские спасатели. По официальным данным китайских властей, 08.09.07 и 09.00.07 г. проводились поиски группы наземными отрядами. Общая численность наземных отрядов 600 – 800 чел. Поиски результатов не дали.
    11.09.07 г. в 10:55 по местному времени (6:55 мск) транспортный самолет МЧС России приземлился в аэропорту административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР города Урумчи. На борту самолета находятся 17 спасателей отряда «Центроспас», члены оперативной группы МЧС и 3 общественных представителя Туристско-спортивного союза России и Федерации гребного слалома. Возглавляет отряд заместитель начальника Департамента оперативного управления министерства Андрей Легошин. После краткой технической остановки самолет отправится в округ Хотан. Спасатели оснащены всеми необходимыми аварийно-спасательными инструментами и оборудованием для ведения поиска в автономном режиме, включая снаряжение для водного туризма. Кроме того, на борту самолета находятся джип и легкий вертолет Бо-105 для проведения воздушной разведки. В этот день к проходящей в Хотане наземной поисковой операции присоединился военный вертолет китайской стороны. На его борту находятся 12 китайских спасателей. Вертолет начал облет реки Юрункаш и района, где пропали туристы. Именно 11-го сентября Александр Зверев увидел первый вертолет. Потом вертолеты летали регулярно, но не замечали его. Андрей Паутов так же слышал и видел вертолет.
    11.09.07 г. Утром самолет МЧС со спасательным вертолетом на борту приземлился в райцентре Урумчи. На борту самолета прибыли спасатели МЧС и группа квалифицированных водников для помощи в организации поисков. В составе группы – Дмитрий Марчук (руководитель группы), Алексей Казаков и Михаил Селезнев. Дмитрий и Алексей представляют Туристско-Спортивный Союз России, они имеют опыт участия и руководства водными походами высшей категории сложности, кроме того, Алексей работает промышленным альпинистом. Михаил представляет Федерацию гребного слалома, имеет звание мастера спорта и опыт участия в водных походах высшей категории сложности. Поисковая экспедиция под вечер прибыла в окружной город Хотан, когда проведение поисков уже было невозможно, поэтому российские спасатели разместились в городе и планируют присоединиться к поискам утром (по местному времени). Связь с российскими спасателями и получение актуальной информации осуществляются через обмен sms-сообщениями и через телефонные разговоры с МЧС в Москве. Состоялась встреча непосредственно с китайскими спасателями. Оказалось, что китайский военный вертолет работал сегодня только 1-й день. Он провел в воздухе около 4-х часов, затем район был закрыт облачностью. Китайский вертолет, по оценке российских членов экспедиции, хороший. Группа не обнаружена.
    12.09.07 г. С китайского вертолета в верхнем течении реки Юрункаш был обнаружен ряд предметов, принадлежавших шести российским туристам, в том числе оба катамарана. Они находятся на разных берегах, в 15 км по прямой друг от друга. Четверка разобрана. Люди не обнаружены.
    13.09.07 г. Два российских представителя МЧС приняли участие в полете на китайском вертолете к месту, где были обнаружены катамараны. Их удалось сфотографировать. Следует иметь в виду, что это утренние фотографии, а на реке наблюдаются большие суточные колебания воды. В районе местонахождения четверки найдена площадка, вроде бы пригодная для посадки вертолета. Попытка сесть на эту площадку, возможно, состоится завтра на вертолете МИ-17МТВ. На использование, привезенного МЧС вертолета Бо-105 китайцы добро не дали. В этот первый совместный вылет, сначала китайцы не шли на контакт, не шли на совместную работу. Результаты совместного облета и анализа фотографий. Найденные катамараны лежат на разных берегах р. Юрункаш, примерно в 13 – 15 км друг от друга. Четверка находится выше по течению на левом берегу и разобрана. На карте это примерно посредине между отметками 3400 и 3500 метров над уровнем океана. Двойка лежит в перевернутом состоянии, ниже на правом берегу примерно посредине между отметками 3200 и 3300 м. Получается 200 метров перепада на 13 – 15 км, что составляет средний уклон 13 – 15 м/км. Выше двойки глухой каньон со сложным порогом. Положение двойки дало основание предположить, что она привязана, значит, люди там были, что касается места нахождения четверки, то разобранная рама и разбросанные вещи так же подтверждают, что люди здесь были.
    14.09.07 г. Китайские военные попробовали самостоятельно добраться до места обнаружения вещей. Вертолет с китайскими военными сел на намеченную вчера площадку на правом борту реки в 3 – 4 км ниже четверки по течению и на 700 м над водой. Китайские военные спустились к реке, но переправиться к катамарану, лежащему на левом берегу, на высоте 3500 м, не смогли. Здесь на нижней терраске, недостаточной для посадки вертолета, напротив места нахождения катамарана четверки они разбили палаточный базовый лагерь и на завтра пригласили наших спасателей попробовать попасть к катамарану, при этом конкретно запросили прислать каяк с каякером и надувную лодку. Принято решение от российской команды полетят МЧСовцы и каякер Михаил Селезнев. Вылет назначен на 9 утра. Сегодня вертолет также искал группу в горах к северу от катамаранов по обе стороны основного хребта и, в меньшей степени, к востоку. В первый вылет, сначала китайцы не шли на контакт, не шли на совместную работу.
    15.09.07 г. Михаил Селезнев с четырьмя МЧСовцами и тремя представителями КНР (всего 8 спасателей) вылетели на китайском вертолете к площадке, на которой вчера вертолет высадил китайских спасателей. После посадки на высоте 4200 м и выгрузки спасатели спускаясь, прошли по правому берегу к китайскому базовому лагерю. Путь от вертолетной площадки до реки занял около часа, одного часа двадцати минут. У российских спасателей с собой были каяк и китайская резиновая лодка. Михаил на каяке переправился к остаткам катамарана-четверки, протащил веревку и закрепил ее на левом берегу, помогая наладить веревочную переправу. На левом берегу он обнаружил, прикрытые наплывами от катамарана два тела и сфотографировал их, позднее они были опознаны по этой фотографии как отец и сын Черники. Катамаран четверка весь побит и покорежен, поперечины катамарана, восстановлению не подлежали. Было много веревок и привязанный спасконец за камень. Вокруг валяются обломки весел, есть остатки полусобранных вещей. То, что вещи лежат, гораздо выше уровня воды, говорит о том, что вода, во время сплава находилась на уровне этих вещей. Т.е. падение воды за 2 недели составило метра три. По веревочной переправе на левый берег переправились еще три спасателя, два российских и один китайский. Они обследовали берег и обнаружили в метрах 50 выше катамарана четверки лежат вещи: маленький рюкзак, штурмовой, два мешка полиэтиленовых китайских и очень, много вещей разбросано без упаковки, это ремнабор, аптечка. Живые туристы здесь явно были. В этот день Михаил Селезнев с одним из МЧСовцев улетел обратно в г. Хотан. Остальные спасатели переправили два тела через реку и будут вывезены в г. Хотан, вместе со всеми, находящимися здесь спасателями завтра. По оценке Михаила Селезнева в районе катамарана-четверки сложная горная обстановка и возможности выхода пешком им не обнаружено (но как оказалось позже сюда смогли спуститься 4 выживших в первой аварии туриста, а как известно, в большинстве случаев спуск сложнее подъема). Поздно вечером состоялось совещание. Прилетели еще два китайских вертолета (их стало 3). Завтра один вертолет полетит, чтобы транспортировать тела, вещи и спасателей, а два других обследуют участки местности в местах возможного отхода группы. Попыток спуститься к катамарану-двойке завтра не будет. С точки зрения Михаила Селезнева, спуск там очень сложен, требуется использования полного скалолазного снаряжения, а главное еще не найдена площадка для посадки вертолета. Предположение, что перевернутый катамаран двойка привязан, дало спасателям повод предположить, что группа или ее часть прекратили сплав и стал выбираться пешком по правому борту ущелья, поэтому по маршруту возможного передвижения туристов была направлена пешком группа спасателей, однако поиск здесь усложняется тем, что в этих местах нет, не только дорог, но даже пешеходных троп. Только в этот день стало понятно насколько вместе Российский МЧС и китайская сторона способны сделать такую работу. Потому что китайские военные предлагали туда тащить за собой каяк и те же самые вещи, что планировали российские спасатели. У них был разбит базовый лагерь напротив четверки. Благодаря всем совместным усилиям был сэкономлен целый летный день. Потому что в конце следующего дня погода абсолютно испортилась, и у спасателей был перерыв в три нелетных дня.
    16.09.07 г. На реке с вертолета погибшим был найден третий участник группы. Его обнаружили на отмели много ниже того места, где лежит катамаран-двойка. Вертолету удалось сесть рядом и забрать погибшего. Уверенно опознать человека пока не смогли, так как тело сильно обезображено. В это время Александр Зверев, находившийся на другом берегу, увидел посадку вертолета и решил, что вертолет указывает ему место, куда он может сесть. Он переплыл реку, напомним, что свой спасжилет и гидрокостюм он оставил на берегу после первого переворота катамарана двойки, и стал ждать.
    Андрей Паутов тоже увидел вертолет, стал сам принимать меры, чтобы пойти навстречу, чтобы получилось с двух сторон, когда тебя ищут, и ты ищешь, прикладываешь усилия, чтобы тебя нашли. В этот день, после 20 дневного ожидания он покинул место своего пребывания. В месте, где он находился, где смог выбраться на берег, стоят скалы, высотой от 300 м до 1,5 км. Движение пешком вдоль воды невозможно, вот почему оставшиеся в живых, двое туристов не вышли из района сами, а находились там, в течение 20 дней, не далеко друг от друга, но об этом не знали. Только после того как Андрей Паутов вышел из каньона он нашел следы и, соответственно, понял, что есть кто-то еще живой. Три дня была пыльная буря, и вертолеты не летали.
    17.09.07 г. 11:30 Москвы при осмотре 3-го погибшего участника у него были найдены 3 паспорта на имена Черника Сергея Ивановича, Черника Ивана Сергеевича и Сметанникова Владимира Борисовича. Дополнительно наведенные справки по некоторым деталям экипировки позволяют утверждать, что это действительно В.Б. Сметанников... Поиски сегодня не велись из-за плохой погоды. Группа спасателей с двумя телами погибших продолжает сидеть на площадке в 3 км от кат-4 и в 500 м над рекой.
    18.09.07 г. Вертолетом группа спасателей с двумя телами погибших Черников вывезена в Хотан. По заявлению бригады китайских медиков, прибывших в Хотан из административного центра СУАР – города Урумчи, причиной гибели всех найденных трех российских спортсменов стало утопление. Специалисты пришли к выводу, что ссадины и другие механические повреждения на телах были получены после того, как они захлебнулись в воде. Примерной датой смерти они назвали 27 или 28 августа, то есть менее недели после начала сплава. Российские врачи подтвердили заключение китайских коллег. Тела погибших спортсменов будут отправлены на родину и переданы их семьям.
    19 – 20.09.07 г. Группа российских и китайских спасателей была вынуждена вернуться на аэродром после того, как китайский военный вертолет не смог совершить их высадку у заданного участка реки, где был найден двухместный катамаран. Погода в г. Хотане не улучшается. В воздухе после песчанно-пылевой бури по-прежнему висит мельчайшая пыль, препятствующая полетам вертолетов.
    21.09.07 г. Несмотря на плохую погоду два китайских военных вертолета высадили в районе, где нашли тело Сметанникова две группы спасателей на отмель, при взлете с вертолета, в километре ниже по реке, заметили размахивающего руками Александра Зверева. Заметил его спасатель МЧС Сергей И. Бобырь. Ему стало плохо от резкого набора высоты – горняшка, он остался в вертолете и полетел обратно. Когда он заметил Зверева, затопал ногами и закричал (пилоты – китайцы), его поняли, сообщили экипажу второго вертолета (этот вертолет прилетел со второй поисковой группой), те приземлились и забрали Александра Зверева. Сергей Бобырь в аналогичной ситуации видел Зверева 16.09.07 г., когда забирали тело Сметанникова, но тогда из-за сложности общения с китайским экипажем, они пролетели мимо. Александр Зверев чудом выжил в двух переворотах катамаранов на реке, причем в последнем находился без спасжилета и гидрокостюма, в ослабленном состоянии переплыл р. Юрункаш, чтобы выйти к вертолету. Почти 25 дней прожил в горах без пищи, ведя борьбу за выживание с ночным холодом и голодом. Днем спал, ходил за водой, а ночью бодрствовал. От катамарана двойки до места, где нашли тело Сметанникова около 3 – 4 км по прямой линии. Зверев находился еще на километр ниже. Спасенный доставлен на вертолете в аэропорт окружного города Хотан. Несмотря на истощение Александр, находится в сознании и способен передвигаться самостоятельно, из вертолета он вышел без посторонней помощи хотя и пошатываясь и дошел до машины скорой помощи, которая доставила его в Первую Народную больницу, где он был срочно госпитализирован. Врачи определили состояние Александра как средней тяжести, в госпитале пробудет 3 дня пока его выводят из состояния длительного голодания.
    21.09.07 г. в 11:30 Москвы Александр Зверев, 1972 года рождения, из Казани, на утро сегодняшнего дня – единственный из шестерых россиян, обнаруженный живым поможет в поиске оставшихся двоих своих товарищей. С ним общаются российские спасатели и врачи, которые пытаются установить картину произошедшего. Алексею Казакову вместе с Андреем Легошиным удалось поговорить с Александром в больнице. А по результатам трехчасовой беседы, состоявшейся при вечернем визите в госпиталь, Алексеем Казаковым и Дмитрием Марчуком была записана хронология описания событий с группой С.И. Черника. Новость о находке Александра Зверева сообщил в 7 утра (по Москве) Михаил Селезнев, связавшись по спутниковому телефону. В этот день Михаил вместе с группой спасателей обследует ущелье выше места обнаружения Сметанникова. За последние дни участок реки, где произошла трагедия, подробно изучен с вертолетов. Сложный порог находится выше катамарана четверки. После четверки следует относительно более простой участок, протяженностью километров 8 – 10, затем участок сложных порогов перед двойкой. Ниже двойки долина реки еще километров 20 носит каньонообразный характер, но затем склоны расходятся. Это второй вылет Михаила Селезнева на поисковые работы. Они проводились ниже второго каньона, в котором лежит катамаран двойка. После высадки из вертолетов спасатели разбились на 4 группы. Две китайские группы – китайские военные это одна группа, два шерпа китайских, с военным – вторая группа, группа МЧС – третья и Михаил Селезнев на каяке – четвертая группа, этими четырьмя группами исследовали реку. Китайцы шерпы сразу зашли вверх по тропе и спустились к воде фактически ниже каньона. Китайские военные ушли в гору и обследовали реку видимо с высоты полок, Михаил их не видел. Группа МЧС занималась обследованием реки в ближайшем районе около места высадки, примерно 1 – 1,5 км от места посадки вертолета. От места посадки вертолета Михаил Селезнев на каяке в одиночку попытался подняться на каяке против течения к месту нахождения двойки. Он сделал траверс, пересечение со струей без смещения вниз по течению, под левый берег и поднялся вверх до каньона, там встретил китайскую группу из трех человек. Дальше зашел в каньон, метров на 800, максимум на 1 км, там проход по берегу был невозможен, абсолютно вертикальные, гранитные стенки, ему не удалось дойти до двойки из-за встретившихся необносимых по берегу сливов. Потом спустился вниз на каяке. Из обнаруженного Михаилом были только личные вещи, которые лежали на камнях – майка, веревки, все это лежало на уровне 1,5 – 2 метра от воды от того уровня воды, который был в момент похода. К сожалению, непонимание работниками МЧС важности включения в группу достаточного числа спортсменов-водников привело к тому, что на Михаила легла непропорционально большая нагрузка, которая вдвойне опасна, так как он вынужден слишком часто действовать в одиночку.
    21.09.07 г. в 16:00 Москвы. В этот же день вечером к спасателям, продолжающим поиски оставшихся двух туристов, самостоятельно вышел второй выживший спортсмен Андрей Паутов и спасенных рассиян стало двое. Он переночевал в лагере спасателей. О возможности обнаружить российских спортсменов живыми Глава МЧС России Сергей Шойгу заявил три дня назад. «Есть надежда, что еще трое спортсменов живы и продолжают двигаться либо вверх по реке, либо в направлении трассы Тибет – Пекин, до которой около 100 км. Есть косвенные факторы, которые указывают на то, что люди могут быть живы», – рассказал Шойгу. Он сообщил, что в настоящее время российские и китайские спасатели пытаются выяснить возможный маршрут движения оставшихся туристов.
    22.09.07 г. в 11:20 Москвы Андрей Паутов и все спасатели вывезены в г. Хотан, где его поместили в госпиталь, где находится Александр Зверев. Опять началась пыльная буря.
    26.09.07 г. 22:30 Москвы. На р. Юрункаш велись поиски, как береговой группой, так и с воздуха (2 вертолета). Береговая группа осматривала реку ниже того расширения долины, где был найден Владимир Сметанников. Группу высадили в следующем расширении, и она осмотрела примерно 6 км реки, – в том числе каньон, – между этими двумя точками. Ничего найдено не было. С одного из вертолетов, на которых летали и российские наблюдатели, в реке увидели какой-то небольшой предмет, возможно, маленькую герму, принадлежавшую, скорей всего, группе Черника. Принято решение завершить операцию.
    Основное время наши спасатели провели в Хотане в ожидании хорошей погоды и разрешения китайской стороны на вылет, в основном ждали погоду. Погоды не было и те, малочисленные дни с хорошей погодой были, полностью использованы, на 100% для поисков. Найдены живыми и спасены два участника команды. Найдены и привезены на Родину три тела погибших: Сергея и Ивана Черников, Владимира Сметанникова и только Дмитрия Тищенко не отдала река. Несмотря на огромные усилия спасателей, его судьба осталась неизвестной, ниже места второй аварии найдены только его сплавной ботинок и каска. В Горном Алтае в 2007 году, к сожалению, без вести пропавших в горных реках гораздо больше. Туристско-спортивный союз России выражает глубокую благодарность всем участникам международных поисково-спасательных работ и людям, благодаря которым состоялись эти уникальные работы.
    27.09.07 г. в 12.00 по местному времени Российская команда вылетела в Москву.
    В широкомасштабной операции приняли участие подразделения китайской армии и полиции, более двух тысяч местных жителей, 11 российских спасателей, три китайских вертолета и 17 самолетов ВВС КНР…

    You have no rights to post comments

    Последние комментарии

    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 21:02
      Предлагается проверить ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОТОКОЛЫ по туристскому слёту 2017 г. Замечания пишите в ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 16:49
      Ниже есть Комментарий Добариной И.А., там есть электронная почта.
       
    • Областной турслёт 2017 года
      nik797 22.06.2017 13:27
      а к кому можно обратиться по поводу получения разряда? чтоб книжечку все получить? может кто ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 21.06.2017 19:53
      Приносим извинения - пока ни где. Смотрите в конце недели в ссылках к этой статье если сайт не ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Светлана 21.06.2017 19:46
      Скажите пожалуйста , где можно посмотреть результаты соревнований с турслета
    © 2017 НО НО ФСТР

    Please publish modules in offcanvas position.