Безопасность в водном маршруте

    Безопасность в водном маршруте

    Левашников А.А., г. Томск
    председатель МКК федерации спортивного туризма Томской области

    Истину надо повторять постоянно, так как вокруг нас
    постоянно пропагандируют заблуждение.
    И. Гёте

    Речь пойдёт о сложных водных маршрутах, возможно содержащих элементы новизны или участки первого прохождения. Будем считать, что группа, отправляющаяся в поход, достаточно опытная и прекрасно знает достоинства и недостатки своих средств сплава.
    Каким должен быть минимальный состав группы? Однозначного ответа на этот вопрос нет. По «Кодексу путешественника» требуется, чтобы в группе было не менее двух судов. Достаточно ли это? На самом деле всё зависит от выбранного района путешествия, типа судов, наличия подъездов, опыта участников, психологического климата в группе и других факторов.

    Если маршрут заявлен на какой-либо чемпионат, то минимальный состав группы можно примерно оценить. Для обеспечения страховки с воды необходимо иметь легко транспортируемое судно, с помощью которого можно провести спасательные работы. Должно быть не менее одного судна, с помощью которого преодолеваются определяющие препятствия. Необходима страховка в ключевых местах препятствия (это, как правило, места, из которых невозможно выбраться без помощи со стороны). Для кино и фото съёмки требуются участники, не занятые в обеспечении безопасности при прохождении препятствия. Итого: минимальный состав группы - 6 человек. Однако такой состав допустим, если группа сплавляется на трёх катамаранах-двойках. Функциональная надёжность такой группы невелика, так как при выходе из строя любого участника возникают проблемы.

    Учитывая то, что, как правило, современные суда имеют металлическую раму, возрастают весовые нагрузки на участников. Если группа не имеет возможности по каким-либо причинам использовать транспорт для заброски, то в данном случае либо необходимо увеличить состав группы, либо изменить график движения в сторону увеличения продолжительности маршрута, а это повлечёт за собой возрастание весовых нагрузок.
    Часто на маршрутах по каким-либо причинам возникает необходимость проводки или обноса судов. Оба процесса связаны с большими затратами энергии и времени. Один из способов уменьшения этих затрат - увеличение состава группы.
    На основе опыта прохождения определяющих препятствий от четвёртой до шестой категории сложности (три десятка маршрутов на различных средствах сплава в составе групп от четырёх до сорока шести участников) можно сделать вывод, что оптимальный количественный состав группы такой: катамараны 8 - 10 человек, плоты различных типов 12 - 16 человек. При прохождении маршрута на каяках, каноэ или байдарках желательно иметь базовое судно, на котором перевозится основной груз. В каждой группе желательно иметь лёгкое манёвренное судно, которое легко обнести и поставить на страховку.
    При составлении графика движения обязательно надо оставлять резерв времени на непредвиденные обстоятельства. Размер резерва должен быть достаточным для того, чтобы в случае возникновения таких обстоятельств не было необходимости в увеличении скорости передвижения - гонки, так как гонка, как правило, приводит к авариям.
    Рассмотрим требования к составу участников группы, планирующей маршрут с элементами первого прохождения: Любой маршрут, выбранный группой в географическом районе, где она ни разу не была, является первым прохождением. Но, если этот район достаточно часто посещался другими группами, которые оставили достаточно полные описания прохождений маршрутов, то, просмотрев эти описания, можно составить собственное представление о районе путешествия. Другое дело, если группа идёт в ни кем не посещаемый район. Общегеографическое описание района ещё можно найти, но информацию о гидрологической сети, водотоках, речном рельефе вы не найдёте. Её просто нет. Поэтому долго приходится накапливать косвенные свидетельства. Как правило, информацию о рельефе можно получить от геологов, профессиональных охотников и рыбаков, туристов лыжников, горных туристов и альпинистов. Однако всегда будет ощущаться недостаток информации. Да и к собранной информации надо подходить критически, так как её вы получили не от туриста-водника. Учитывая всё вышесказанное, необходимо ужесточить требования к подготовке снаряжения и опыту группы, в график движения заложить больший резерв времени в расчёте на непредвиденные обстоятельства.
    При разработке маршрута с элементами первого прохождения следует пользоваться принципом минимакса: сначала рассмотреть наибольшее количество ситуаций, которые могут привести к непредвиденным обстоятельствам, а затем предусмотреть способы по предупреждению или не допущению их.

    План маршрута:
    1. Анализ ресурсов: кадры, снаряжение, финансы. В состав группы должны входить туристы, имеющие опыт прохождения определяющих препятствий ожидаемой категории сложности на тех судах, на которых они будут сплавляться на маршруте. Обязательна проверка здоровья всех участников и руководителя в физкультурном диспансере. В составе группы должен быть врач. Тридцатипроцентники нежелательны, но, если без них нельзя обойтись, то необходимо, чтобы они имели большой опыт прохождения предопределённых препятствий. Требуется высокая «схоженность» группы, т.е. все участники в разных сочетаниях должны иметь опыт совместного прохождения маршрутов. Это обеспечит психологическую совместимость и устойчивость. Снаряжение должно быть тщательно проверено. Необходимо иметь достаточный запас снаряжения на случай полной потери такового при прохождении препятствий. Дополнительное финансирование необходимо на случай непредвиденных расходов.
    2. График движения. Если нет надёжных вариантов подъезда в район путешествия, то необходимо зарезервировать 2 – 3 дня для решения на месте проблем, связанных с заброской группы и снаряжения. График движения на определяющей части маршрута не имеет смысла жёстко привязывать к дням пути, если нет достоверной информации об участке пути. На прохождение участков маршрута, о которых нет достоверной информации о сложности его, необходимо выделить время на глубокую разведку и, возможно, обнос или проводку. Основное внимание надо уделить аварийным выходам с маршрута на тот случай, если по каким-либо причинам придётся сойти с маршрута. Варианты аварийного выхода надо тщательно проработать.
    3. Выход с маршрута. Проблемы в этом случае могут возникнуть только, если группа значительно отклонилась от графика движения или жёстко зафиксировала дату возврата, а также просчиталась с финансовыми затратами.
    4. Контрольный срок. Определить точно срок окончания маршрута трудно. Поэтому заранее надо продумать способ связи с поисковыми спасательными службами.
    Приведём реальный пример первого прохождения маршрута. Маршрут пройден в 1987 году. Как всегда, у нескольких групп возникла мысль прохождения нового маршрута в одном и том же районе. Описание общей части маршрута опубликовано в [1,2].
    Маршрут: г. Томск - г. Бийск - г. Горно-Алтайск - пос. Чибит - плато Ештык-Коль - р. Шабага - р. Шавла - р. Левая Шавла - пер. Куранду (1А) - р. Куранду - р. Юнгур (сплав, первое прохождение) - р. Аргут - р. Каир - р. Сулуу-Айры - пер. Сулу-Айры (н/к) - р. Текелю - р. Аккем (сплав, первопрохождение) - р. Катунь - пос. Иня - г. Горно-Алтайск - г. Бийск - г. Томск.
    Состав группы 6 человек. Средства сплава три катамарана-двойки. Разрешено взаимодействие с группой такого же состава из г. Северска (руководитель Р.Г. Голощапов), которая сплавляется по рекам Юнгур и Аргут. Обе группы провели несколько совместных походов. Продолжительность похода по заявленному графику движения 26 дней из них 21 день с активным способом передвижения.
    Что же произошло в реальной жизни? Группы не имели достоверной информации о выходе на р. Юнгур со стороны посёлка Чибит. По расспросам выяснили, что вдоль р. Каир есть тропа. О водном режиме реки Юнгур и о рельефе местности сведения скудные. О водном режиме реки Аккем узнали из [3] и из рассказов горных и лыжных туристов. До Бийска доехали на поезде №602 сообщением Томск-Бийск. Здесь нас ожидала первая неприятность: на автобус до Горно-Алтайска с рюкзаками не пускают!!. Решение местной власти. Часть группы выехала на автобусе без рюкзаков, а остальные участники с грузом - на попутной машине. В Горно-Алтайске через знакомых заранее были забронированы билеты до пос. Чибит. Но (!!) наши билеты продали. Второе непредвиденное обстоятельство. В Горно-Алтайске нас должны были ждать два участника из Кокчетава, но их поезд опоздал и они приехали только на следующий день (!!). В итоге мы потеряли два дня.
    До Чибитского моста мы доехали за один день и на следующий день вышли на маршрут. Так как дорога на Шавлинские озёра нам была хорошо знакома, под перевал Куранду мы вышли за три дня. Но никто нас не предупредил, что подход к перевалу тяжёлый. Все нам дружно говорили, что от леса до леса на р. Куранду можно дойти за 8 часов. Возможно это так, но только не со снаряжением туристов-водников. В результате на р. Куранду мы вышли с опозданием на сутки (!!).
    По р. Юнгур проходит пешеходный маршрут [2]. А это значит, что до левого притока р. Чибит сложных препятствий нет. На участке от р. Чибит до устья р. Юнгур река прорезает ряд хребтов. Известно, что в устье есть каньон, окончание которого просматривается с Аргута. Длина этого участка не более 20-и километров. Планировали его пройти за три дня. В действительности всё оказалось значительно сложнее. Ещё до устья р. Чибит мы обнаружили каскад порогов, часть из которых пришлось обносить (!!) из-за дефицита времени. Просмотрев реку ниже устья р. Чибит, мы обнаружили короткий каньон с водопадными сливами. Этот участок реки тоже обнесли (!!). Река Юнгур течёт в V-образном ущелье, то один, то другой берег которого, бом (отвесная скала). Русло реки забито скальными острыми обломками, в результате чего гондола одного катамарана была разрезана по всей длине. Ремонт. Линия движения сложная. Три переворота (!!). В результате на прохождение р. Юнгур мы затратили 7 дней вместо запланированных трёх. После прохождения р. Юнгур группа Голощапова ушла по р. Аргут и скорректировала в Горно-Алтайске наши контрольные сроки.
    Переход на Аккем занял пять дней (!!) вместо запланированных трёх. Дважды попадали в снегопад (!!). Троп вдоль реки Каир нет. Участок перед устьем Каира - глубокий каньон. Высота стен каньона от пятидесяти метров и выше (!!). Аккем прошли за пять дней вместо трёх (!!). В итоге накопилось отставание от графика 12 дней. Это и есть плата за отсутствие информации о маршруте.
    У читателей может возникнуть мысль, что маршрут был плохо разработан. Это далеко не так. Низовье р. Юнгур трудно доступно со всех сторон. Поэтому оно редко посещается всеми и, следовательно, информация об этом участке реки отсутствовала. Уклон Каира от водопадов до устья градусов 40. Только в среднем течении Каир пересекает конная тропа. В верхнем течении р. Сулуу-Айры есть конная тропа, которая через одноимённый перевал выходит на реку Текелю и, перед входом р. Текелю в глубокое ущелье, опять поднимается в горы. Вдоль р. Аккем проложена конная тропа, но с неё не видно реки и поэтому никто не имел информации о русле.
    В заключение заметим, что для исследования новых районов целесообразней организовывать экспедиции, в состав которых должны входить несколько групп, каждая из которых должна выполнять свою посильную задачу.

    Литература
    1. Ерёмин В. Строптивый Юнгур. Ветер странствий: Альманах. Выпуск 25 / Сост. В.Ю. Васильев, П.П. Захаров. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - с. 55 - 61.
    2. Маркин М.М., Колчевников М.Ю., Ерёменко В.Н. Туристские тропы Алтая. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984. - 160 с.
    3. Сапожников В.В. По Алтаю.- М: ГИГЛ, 1949.

    You have no rights to post comments

    Последние комментарии

    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 21:02
      Предлагается проверить ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОТОКОЛЫ по туристскому слёту 2017 г. Замечания пишите в ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 16:49
      Ниже есть Комментарий Добариной И.А., там есть электронная почта.
       
    • Областной турслёт 2017 года
      nik797 22.06.2017 13:27
      а к кому можно обратиться по поводу получения разряда? чтоб книжечку все получить? может кто ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 21.06.2017 19:53
      Приносим извинения - пока ни где. Смотрите в конце недели в ссылках к этой статье если сайт не ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Светлана 21.06.2017 19:46
      Скажите пожалуйста , где можно посмотреть результаты соревнований с турслета
    © 2017 НО НО ФСТР

    Please publish modules in offcanvas position.