Справка о разборе несчастного случая в спортивном туристском походе в группе Черника С.И.

Справка о разборе несчастного случая
в спортивном туристском походе в группе Черника С.И.

Костин С.И., председатель ЦМКК ТССР
Рязанский Н.М., председатель МКК ФСТ-ОТМ

Дата разбора: 26.11.07
Место разбора: МГЦТК Москва

Предварительный разбор проведен рабочей комиссией в составе: Рязанский Н.М.– председатель, Панов С.Н., Солод С.С., Марчук Д.Л., Новак С.В., Говор В.В., Измайлов Л.Д.– члены комиссии. Решение от 06.11.07 прилагается.

Разбор проведен на совместном заседании ЦМКК ТССР и МКК ФСТ-ОТМ (список прилагается). Присутствовало 40 членов МКК ФСТ-ОТМ, 12 членов ЦМКК ТССР.

1. Дата и время несчастного случая (НС):

около 17 часов местного времени 24.08.07;

около 17 часов местного времени 27.08.07.
2. Место НС, характер препятствия: Китай, Синцзянь-Уйгурский район, р. Юрункаш, каньон в 130-140 км от начала сплава, мощные «бочки» в труднодоступном ущелье при полном первопрохождении (категория сложности – VI).
3. Вид туризма (категория сложности): водный, VI к.сл.
4. Маршрут группы: г. Хатан – пос. Пулук – переход с караваном в истоки р. Юрункаш – сплав по р. Юрункаш до автодороги – переезд в г. Хатан.
5. Заявленное количество участников в группе: 6 человек.
6. ФИО фактических участников группы: Черник С.И., Сметанников В.Б., Черник И.С., Зверев А.В., Паутов А.С., Тищенко Д.И.
7. ФИО руководителя группы: Черник Сергей Иванович
8. Полное наименование организации, проводящей поход: группа туристов г. Москвы (турклуб МГУ).
9. Номер маршрутной книжки: МК № 177 ¼-608
10. Полное наименование МКК: МКК ФСТ-ОТМ код 177-00-56666252. Полномочия утверждены ЦМКК ТССР
11. Сведения о пострадавших: Черник С.И., 1960. Опыт: более 70 походов, в том числе 23 руководства походами VI к.сл., ЗМС России, 7-кратный чемпион России. Черник И.С., 1982. Опыт: 5 походов VI к.сл., чемпион России 2005 г. в группе С.И. Черника. Сметанников В.Б., 1982. Опыт: 4 похода VI к.сл., чемпион России 2006 г. в группе С. И. Черника. Исход НС этих трех человек – летальный, асфиксия при утоплении. Тищенко Д.И., 1973. Опыт: 4 похода VI к.сл., чемпион России 2006 г. – пропал без вести.
12. Соблюдение маршрута: маршрут соблюдался.
13. Соблюдение графика движения: опережение графика на 1 день.
14. Темп и продолжительность движения в день НС: в обоих случаях нормальные.
15. Подробное описание участка, на котором произошел НС: труднодоступный каньон р. Юрункаш в 130-140 км от точки начала сплава, расход воды около 150 м3/сек, уклоны от 5,3 до 9,6 м/км, водопадных сливов нет, мощные «бочки» после пологих сливов в каньоне, местами крайне сложном для разведки. Берега каньона – крутой сыпучий конгломерат.
16. Метеорологические условия к моменту НС: нормальные.
17. Действия и положение участников в момент НС:
Первая авария: движение со страховкой тандемом, впереди К4 (капитан Черник С.И.), за ним К2 (капитан Зверев А.В.). Переворот К2 в «бочке» у ПБ: «прострел одной «бочки» у ЛБ К4 и попадание в рядом расположенную следующую без скорости. Сметанников В. с К2 выбрался на камень ниже места аварии К4, а Тищенко Д., Паутов А. с К4 и Зверев А. на ЛБ еще на 150 – 200 м ниже. Черник С. и Черник И. застряли в «бочке».
Вторая авария: экипаж 4 чел. (Зверев А., Сметанников В., Тищенко Д. и Паутов А.) на К2 не зачалился перед мощной «бочкой». В «бочке» – оверкиль. Зверев А. выбрался на ЛБ, а Паутов А. на ПБ. Остальные застряли в «бочке».
18. Действия пострадавших в НС: досконально выяснить оказалось невозможно.
В первой аварии Черника С.И. в «рабочем состоянии» никто не видел. Позднее было обнаружено, что «выжимная труба» катамарана попала между спасжилетом и гидрокостюмом. Объяснить произошедшее ни участники, ни члены комиссии не могут. Черник И.С. около двух часов боролся со стихией, а далее проплыл мимо Сметанникова В., не подавая признаков жизни.
Во второй аварии Тищенко Д. и Сметанникову В. долго (более часа) не удавалось вывести катамаран из «бочки» и суводи у правобережной стенки, затем Тищенко Д. выпал с катамарана, и через некоторое время его пронесло мимо Паутова А. без признаков жизни. Как вышло из «бочки» тело Сметанникова В., никто не видел.
19. Непосредственная причина НС: в обоих случаях – попадание катамарана в мощную «бочку», при этом эти участки не были предварительно разведаны по объективным или субъективным причинам.
20. Организация и проведение группой поисково-спасательных и транспортировочных работ: не производились.
21. Действия других групп и местного населения: ПСР были организованы по инициативе МКК ФСТ-ОТМ и ТССР силами Минобороны КНР, Центроспаса МЧС и группой московских туристов. Большую помощь в организации ПСР оказали Президент федерации гребного слалома С.В. Лавров и вице-президент С.П. Папуш.
22. Тактические ошибки, допущенные при организации и проведении похода: необходимо отметить, что данный маршрут представлял собой полное первопрохождение реки в новом для водников районе. Поэтому степень риска и неопределенность были весьма высоки. По-видимому, для безопасного прохождения маршрута, обеспечения тщательной разведки сложных участков следовало планировать менее жесткий, чем принятый Черником С.И. в предыдущих походах, график движения.
Отсутствие в группе заместителя руководителя похода привело к тому, что при потере в первой аварии авторитетнейшего руководителя и одного из опытнейших участников отсутствовал человек, который мог бы взять руководство на себя, что, возможно, послужило одной из причин второй аварии.
Ошибочным было наличие только одного комплекта картографического материала. В результате одного листа карты (он был у С.И. Черника) у оставшихся членов группы не было.
Комиссия считает, что более безопасным при организации экспедиции был бы состав из двух экипажей К-4, а не К-4 + К-2.
Не были использованы все возможности для поиска пути разведки препятствия, в котором произошла первая авария. Недостаточная проработка действий участников группы в аварийной ситуации.
23. Технические ошибки, совершенные при преодолении участка, на котором произошел НС: в первой аварийной ситуации технических ошибок не выявлено.
После гибели С.И. Черника и И.С. Черника в группе не было руководителя. Оставшиеся члены группы находились в неадекватном состоянии. В результате оставшиеся четверо допустили следующие ошибки:
 
  • продолжили сплав до места аварийного выхода вчетвером на К-2, а не восстановили К-4;
  • оставили на месте нахождения К-4 часть необходимого сплавного и горного снаряжения;
  • не зачалились в намеченном месте чалки перед точкой второй аварии.
 

Для комиссии осталось загадкой, как «выжимная труба» катамарана могла попасть между туловищем С.И. Черника и его спасжилетом, что, видимо, и привело к его гибели. Также непонятно, как могли отвязаться (оторваться) все рюкзаки. В практике сложных водных походов таких случаев не было.
24. Организация страховки, ошибки при ее выполнении: В районе первой аварии страховка осуществлялась «тандемом». Возможность организации другой страховки комиссией не установлена. Во второй аварии страховки не было, т.к. «влетели без разведки».
25. Ошибки в организации ПСР группой: ПСР, проводимых группой, не было. Только стрессовым состоянием четырех выплывших участников первой аварии можно объяснить отсутствие записки на телах с указанием фамилий и описанием происшедшего и планируемых действий, а также отсутствие фиксации или временного захоронения тел.
26. Нарушения «Правил»: нарушений действующих правил со стороны группы и выпускающей МКК не было.
27. Замечания в адрес выпускающей МКК: МКК при выпуске группы письменно не указала руководителю на чрезмерно жесткий график, а также на необходимость более подробной проработки вариантов аварийного выхода с маршрута.
28. Прочие причины НС:

 
  • непредвиденные обстоятельства при полном первопрохождении. Участок оказался сложнее ожидаемого, в частности, из-за береговой обстановки;
  • необъяснимое «зацепление» за выжимную трубу С.И. Черника;
  • сплав в стрессовом состоянии после первой аварии и гибели руководителя и участника.
 

29. Рекомендации комиссии по наказанию виновных лиц: виновных лиц не установлено.
30. Предложения комиссии по поощрению: выразить благодарность от ТССР Властям и МО КНР, МЧС и конкретно Центроспасу. Федерации гребного слалома и лично президенту ФГС С.В. Лаврову и вице-президенту С.П. Папушу.
Участникам спасательной операции: Марчуку Д.Л., Селезневу М., Казакову А.А., Торговкину М.Ю., Крынкину С.В., гражданину КНР Чжан Хуну.
31. Рекомендации комиссии по предотвращению несчастных случаев: На основании проведенного разбора несчастного случая комиссия рекомендует:

 
  1. при подготовке спортивных экспедиций в данный район планировать на прохождение реки не менее 20 дней и начинать сплав не ранее 25 августа;
  2. вернуться к практике наличия в группах, совершающих походы VI к.с., заместителя руководителя;
  3. для облегчения поиска спасательными службами с воздуха участники сложных автономных походов должны иметь спасжилеты (одежду) ярких тонов (красные, оранжевые), фальшфейеры, специальные сигнальные зеркала;
  4. для сложных автономных походов необходимо наличие в группе спутникового телефона;
  5. разработать дополнительные рекомендации для групп и выпускающих МКК, касающиеся первопрохождений и длительных автономных экспедиций.
 

Принято с изменениями и дополнениями на совместном заседании МКК ФСТ-ОТМ и ЦМКК ТССР 26.11.07.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние комментарии

© 2017 НО НО ФСТР