Комментарии к разбору аварий на р. Юрункаш

Комментарии к разбору аварий на р. Юрункаш

Говор В.В., г. Новосибирск, ЗМС, вице-президент ТССР,
инструктор международного класса, доцент НСУ

Готовя материалы к этому сборнику еще раз перечитал все, что было написано по р. Юрункаш, включая обстоятельные предположения и прогнозы и получилось следующее:

О заявленной продолжительности похода: В этом мнения многих водников расходятся. Если отбросить все теоретические рассуждения и основываться только на фактах, то к моменту аварии группа действительно находилась в середине маршрута и в полном соответствии с графиком движения. При этом они находились на воде на 2 дня больше, потому что начали сплав с места выхода каравана к реке. Караван пришел на р. Юрункаш 19 августа. 20 августа они вышли, а 24.08 в 17-00 произошла первая трагедия. К этому времени они находились на воде уже 5 дней. До 2 сентября у их еще было 9 ходовых дней, а с учетом контрольных сроков 12 дней. Времени достаточно, чтобы пройти оставшуюся часть маршрута даже не в стиле Сергея Черника. 25.08. оставшиеся в живых поднялись от реки, переночевали и за 26 августа прошли 4 – 5 км вдоль реки, спустившись к улову, где находилось практически все, что забрала река при первой аварии.

27 августа до 17 часов на катамаране – двойка вчетвером с грузом и обносами они прошли 13 – 15 км (по оценке спасателей по прямой, если предположить, что катамаран остался на месте аварии). Тело Владимира Сметанникова нашли (в расширении ущелья, здесь садились вертолеты) в 3 – 4 км ниже места нахождения катамарана. От этого места Михаил Селезнев на каяке дошел до входа в каньон и углубился в него (по его оценкам на 800 – 1000 метров.) Выше он подняться не смог из-за невозможности занести каяк по одному из берегов в обход сливов. Получается, что он не дошел до места нахождения катамарана 1 – 2,5 км. Спасатели так же отмечают, что от места нахождения кат-4 первые 10 – 12 км сравнительно просты, далее расположен каньон с очень сложными порогами. Китайские спасатели в этот день по верху, за день, обошли этот каньон. Андрей Паутов, проведший 20 дней в каньоне, когда увидел вертолет смог выйти из каньона. Александра Зверева заметили с вертолета и забрали вторым вертолетом в 1 км ниже места обнаружения тела В. Сметанникова. К этому времени он был в расширении реки и ниже, когда с вертолета его не заметили, переплыл реку. Если учесть, что к этому времени он 20 дней не ел, и у него не было спасжилета, то место для этого он выбрал безопасное. Спасатели обследовали еще третий по счету каньон и оценили, что за ним в 20 км ущелье резко расширяется.

О неписанных правилах: Спасатели обследовали и сфотографировали 50 км реки (это протяженность Большого каньона р. Матча или р. Нарын, треть от этой протяженности составляет каньон «Фортамбек» на р. Муксу и каньон «Парадуз» на р. Кударе, все они было пройдены в разное время с разведкой. Естественно, опыта первооткрытий и длительных первопрохождений у С.И Черника не было, зато был богатый опыт скоростных прохождений и чтения воды с судна, к сожалению, у него еще был опыт брать своих детей с собой на одно судно. Хотя у альпинистов есть неписанное правило – в одну связку близких по крови родственников не ставить. Это общечеловеческая истина, которая к официальным Правилам отношения не имеет. Обе аварии произошли около 17 часов на не просмотренных ранее участках реки. В водном туризме тоже есть неписанные правила и одно из них определяет, что сложный порог можно идти только тогда, когда есть запас светового времени на проведение поисково-спасательных работ силами группы, а силами шести человек на 2-ух средствах сплава такие работы провести практически не возможно. Необъяснимо, но жизнь состоит из светлых и не очень светлых полос. Сергею и команде в основном везло, похоже, к Юрункашу исчерпался этот лимит. Но с другой стороны, если бы контрольный срок был не 2-го, а 5-го сентября, или позже, то на Азиатско-Тихоокеанской встрече В.В. Путина с Премьером КНР не был бы поднят этот вопрос, и так быстро не вылетели наши спасатели, то и живых бы не нашли. И последнее, когда мы участвовали в Чемпионатах страны, то всегда равномерно обновляли команду, при этом старались в самые сложные места только с молодыми не ходить и «чужаков», выращенных не в команде, предпочитали не брать, тем более конфликтных, потому как их молодежь «заматывала», не взирая на регалии. Вот такие мысли про безопасность вне Правил, а в официальных текстах, на мой взгляд, должна быть взвешенная подтвержденная середина и соблюдение общечеловеческих принципов, которых всего два и все их очень хорошо знают.

Выводы: Из всех водных аналитиков, писавших про эти аварии мне наиболее близка позиция москвича Крюкова объясняющая отсутствие рюкзаков на кат-4 попыткой оставшихся на нем членов экипажа сделать из них водные паруса, однако подтвердить или опровергнуть это в ходе разбора не удалось из-за отсутствия свидетелей, так же как и объяснить попадание выжимной трубы между телом Сергея Черника и спасжилетом (при этом конструкция катамарана изучалась). Для вывода средств сплава из подобных бочек необходимо изучить опыт применения водных парашютов экипажами карабубелей в «Карагемском прорыве» р. Аргут и, не дожидаясь результатов, предложить руководителям групп, собирающихся в маршруты по рекам с большим расходом и уклоном, оснастить свои суда такими парашютами, впрочем, они могут оказаться полезными на многих реках при попадании в паводок.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние комментарии

© 2017 НО НО ФСТР