О переправе через каньоны (прижимы) и страховке с перил

    О переправе через каньоны (прижимы) и страховке с перил

    Ахметшин А.М., Башкирский институт физической культуры
    Урал ГУФК, г. Уфа

    Согласно действующей классификации переправ реки (участки рек) по уровню преодолимости подразделяются на преодолимые, труднопреодолимые, непреодолимые. К категории непреодолимых участков рек в настоящее время относятся, в частности, каньоны.  Однако наш опыт позволяет утверждать, что, при сочетании определенных обстоятельств, каньоны преодолимы (точнее – каньоны относятся к категории труднопреодолимых препятствий). Так, в августе 2006 г. группа туристов из г. Уфы успешно преодолела каньон на реке Томпуда (Северное Прибайкалье, хр. Баргузин) в районе перевала Укоинда (ниже устья правого притока Томпуды – р. Тыкма).
    Предыстория вопроса такова. В 2005 г. автор данной статьи входил в состав рабочей группы Башкирской РМКК по анализу причин несчастного случая (с летальным исходом), который произошел с туристом из нашего региона во время переправы через р. Карагем (Алтай). Помимо анализа непосредственных причин несчастного случая, нашей группой была проведена большая работа по анализу слабых и сильных сторон нескольких технологий переправ, близких, по сути, к той технологии, которая использовалась группой на переправе через р. Карагем. Мы хотели понять – могла ли вообще организовать сложную переправу малая группа (в составе группы на момент переправы по ряду причин было всего 3 человека), у которых отсутствовала страховочная веревка. Эксперименты показали – могла, но при использовании приемов, которые в настоящее время при организации переправ практически не применяются, так как известны лишь небольшому числу наиболее опытных (в плане переправ) туристов.
    Деятельность в составе рабочей группы способствовала серьезной трансформации «туристского» мировоззрения автора данной статьи и стала базой для разработки новых технологий переправ. В частности, именно тогда возникли первые идеи по переправам через каньоны и некоторые другие участки рек, считающиеся в настоящее время непреодолимыми или труднопреодолимыми.

    Сферой интересов автора статьи в настоящее время является комбинированный туризм (точнее водно-пешеходный туризм с элементами горного). У поклонников данного направления туризма понимание закономерностей водного потока, естественно, выше, чем у «чистых» пешеходников или горников. Знания динамики водного потока позволяют, в частности, более точно оценивать опасность тех или иных участков реки (в плане переправ), выбирать адекватный способ переправы, определять оптимальные варианты страховки и т.д.
    Переправа через каньон происходила следующим образом. В предыдущие дни наша группа шла медленно: сказывались акклиматизация, высокий (стартовый) вес рюкзаков, набор высоты (свыше 1000 метров), а также обилие бурелома, болот, переправ и гнуса. В иные дни проходили всего 5 – 7 км в день. В итоге 80 км от озера Байкал до реки Томпуда мы шли неделю. Соответственно, группа к моменту выхода на реку Томпуда было сильно уставшая.
    Лагерь устроили в традиционном месте старта по водной четверке, в районе Аквариума – так называется последний участок верхнего Томпудинского каньона. В этом месте бурный поток, вырвавшись из зоны твердых пород и попав в зону более мягких пород, углубил и расширил русло на несколько метров – поэтому река здесь резко замедляет течение. Рыба выше по реке пройти не может – впереди начинаются водопады, и скапливается в естественном бассейне. Вода в р. Томпуда прозрачная, скопившуюся рыбу сверху, со стен каньона, видно, как в аквариуме – отсюда и название: Аквариум.
    Приблизительно в середине нашего пешего перехода начались дожди. Маленькие реки превратились в бурные потоки. Томпуда, естественно, стала очень серьезным препятствием, а пешей части нашей группы надо было переправиться на другой берег реки, чтобы уйти на перевал Ильбикайчи (водная часть группы в те дни, когда «пешеходники» делали кольцо, строила суда).
    В составе нашей группы были опытные водники (мастер спорта Вахов А.И., и др.). Осмотрев шиверу протяженностью в несколько километров, начинающуюся сразу ниже Аквариума и насыщенную порогами 3 и 4 к.т., а также участок каньона выше Аквариума, мы пришли к выводу, что при нашем уровне воды самое безопасное место для переправы – каньон в районе Аквариума. Был еще один вариант – наскоро построить один катамаран и на нем перебросить «пешеходников» на противоположный берег. С учетом ширины реки (порядка 20 – 30 м), это было несложно. Однако возобладал интерес к организации переправы через каньон.
    Вначале мы изучили исходный берег, а также струи и течения в районе предполагаемой переправы – около часа бросали ветки, палки и бревнышки в разные участки каньона. Далее с помощью бинокля внимательно изучили противоположную стену каньона. Исследования показали, что Аквариум в месте планируемой переправы (со стороны перевала Укоинда) удачно сочетает несколько факторов:

     
    • основная струя в месте предполагаемой переправы проходит непосредственно у исходного берега, ширина струи не превышает длину прыжка с уступа на стене каньона (около 3 метров);
    • со стороны противоположного берега имеется улов, в который без большого напряжения сил может попасть первый участник переправы (далее «первый»), транспортирующий вплавь веревку на целевой берег;
    • течение реки на данном участке каньона резко замедляется за счет значительного углубления и расширения русла реки;
    • углубление реки, помимо вышеназванных плюсов, создает дополнительный запас прочности в случае неудачного восхождения «первого» по стене каньона (в случае падения в реку);
    • на стене противоположного берега каньона имеются уступы и трещины, которые можно использовать для подъема наверх.
     

    Далее был проведен сравнительный анализ нескольких вариантов переправы «первого». Вариант страховки «первого» основной веревкой был, отвергнут сразу: слишком велик риск его сноса обратно к исходному берегу и попадания в основную струю (главный источник опасности) за счет давления потока на веревку большого диаметра. «Первый» по нашему плану должен транспортировать на противоположный берег только одну веревку вспомогательного диаметра, эта же веревка должна была играть роль страховочной (маятниковой), как это принято в водном туризме, где используется только одна спасательная веревка, так называемая морковка. Индивидуальная морковка выполняется из веревки вспомогательного диаметра; морковка для страховки судов выполняется из веревки диаметром 9 – 10 мм; страховка судов осуществляется через узел УИАА или спусковое устройство, закрепленное на отдельной точке опоры. Что касается диаметра веревки, отметим, что в методических рекомендациях по организации переправ для сопровождения «первого» также рекомендуется использовать веревку вспомогательного диаметра .
    Спасательная веревка (она же веревка сопровождения и маятниковая веревка) выдавалась страховщиком №1 (страховщик «по спасательной веревке») через карабин, расположенный на локальной петле. Если бы события начали развиваться в неблагоприятном для «первого» направлении и его стало сносить течением вниз по реке, страховщик «по спасательной веревке» превратился бы в страховщика «по маятниковой веревке».
    Веревка подтягивания также использовалась, но несколько в непривычном для современных технологий переправ варианте. В качестве веревки подтягивания была использована веревка вспомогательного диаметра, которая соединилась со спасательной веревкой посредством скользящего карабина (подчеркнем, что эта технология страховки была ранее апробирована нами на практике). Данный карабин удерживался помощником страховщика №2 на спасательной веревке на уровне берега – что исключало попадание веревки подтягивания в воду (в целях исключения давления потока на данную веревку). Сам страховщик №2 (страховщик «по веревке подтягивания») стоял в 15 метрах ниже по течению – в месте, куда должно было маятником вынести «первого» в случае неудачи (сноса течением). Ниже каньона стоял еще один страховщик – №3, «живец».
    Если бы события начали развиваться в неблагоприятном направлении и «первого» стало сносить течением, помощник страховщика №2 по команде руководителя переправы должен был отпустить скользящий карабин. Данный карабин под воздействием силы тяжести начал бы скользить по спасательной веревке вниз – к «первому», после чего страховщик №2, стоящий ниже по течению, должен был начать вытягивать веревку подтягивания на себя, тем самым, подтаскивая «первого» к исходному берегу.
    Здесь важны следующие моменты: «первый» был в спасательном жилете объемом более 16 литров. Страховщик №1 стоял на берегу каньона, высота которого в месте переправы составляла 7 – 8 метров. Это сводило к минимуму давление потока на спасательную веревку, транспортируемую «первым» во время его переправы. За счет большого угла нависания спасательной веревки над водой «первый», даже если бы течение вынесло его в основную струю, не был бы подтоплен потоком. Это важное преимущество переправ через каньоны (и прижимы).
    Таким образом, безопасность при переправе «первого» была соблюдена на достаточно высоком уровне. «Первый» после подъема на целевой берег должен был вытянуть на себя основную веревку, после чего реализовался стандартный вариант навесной переправы.
    После определения тактики переправы группой были проведены необходимые подготовительные мероприятия: расчищен берег (убран кедровый стланик) в месте старта «первого», месте расположения страховщиков и месте предполагаемого выхода первого» на исходный берег при неудачной попытке переправы. Были навешены локальные петли, подготовлены страховочные усы и т.д. Для спуска «первого» к месту прыжка была навешена отдельная перильная веревка. Саму переправу перенесли на следующий день.
    Следующий день выдался солнечным и теплым (солнце в горах в августе, как известно, не всегда сопутствует теплу). Переправа прошла успешно и даже буднично. «Первый» (Михеев Саша) упаковался в спасательный жилет, спустился на небольшой уступ, на стене каньона – веревка сопровождения играла в данном случае роль страховочной, и, перекрестившись, прыгнул через струю. Далее все прошло так, как планировалось. «Первый» попал в зону улова, быстро пересек его, забрался по уступам и трещинам по стене каньона наверх и вытянул на себя основную веревку. После наведения навесной переправы мы переправили на другой берег людей и рюкзаки. Через 2 часа после старта «первого» вся группа «пешеходников» была на целевом берегу. В целом же весь процесс организации переправы, включая разведку, занял 2 дня.
    Итак, при определенных условиях каньоны в верхнем течении рек преодолимы (в плане переправ). Насколько будет востребована вышеописанная технология переправы? В практике спортивных пешеходных маршрутов переправы через каньоны, видимо, будут носить вынужденный характер. Во всяком случае, пока каньонам не будут даны достаточно высокие баллы как сложному локальному препятствию (на уровне перевала 3А – 3Б в горном туризме или порогов 5 – 6 к.т. в водном туризме) и пока сложные переправы не будут введены в маршруты V – VI к.с., как обязательные локальные препятствия. В пешеходном и горном туризме, скорее всего, может быть востребована технология переправы через горные реки в зоне прижимов – здесь технология переправы через каньоны реализуется наиболее просто, разница заключается в отсутствии подъема по стене противоположного берега (имеется в виду, что переправа осуществляется со стороны прижима).
    Как ни странно, на первый взгляд, в освоении технологии переправ через каньоны в наибольшей степени заинтересованы водники – именно они чаще других посещают каньоны и каждый из них, уходя в протяженный каньон, осознает, что рискует жизнью: взаимостраховка с воды в каньоне эфемерна.
    Каким образом технологию переправы через каньон могут использовать водники? После наведения через каньон горизонтальных или наклонных перил, с определенной точки этих перил можно без труда спустить вниз вертикальные перила (рапель). По рапели страховщик может спуститься на оптимальную (с точки зрения выполняемых задач) высоту и, усевшись на «сидушку», спокойно ждать появления страхуемого судна. Вывесив страховщика с морковкой (он также может быть и «живцом») в заданной точке порога, можно в значительной мере повысить уровень безопасности при прохождении ключевых участков каньона. Фактически речь идет о новом виде страховки в водном туризме – страховке с перил.
    В заключении еще раз отметим ключевые параметры при поиске места переправы через каньон (прижим):

     
    • Основная струя в месте предполагаемой переправы должна проходить непосредственно у исходного берега.
    • Ширина основной струи в месте предполагаемой переправы должна быть такова, чтобы её можно было перепрыгнуть (со ступеньки на скальной стенке, искусственной точки опоры на вертикальных перилах, и т.д.; в наиболее простых случаях – с помощью шеста).
    • За основной струей должен иметься улов (резкое замедление течения, что характерно для крутых поворотов и резкого расширения русла реки).
    • На противоположном берегу должна иметься возможность подъема по стене каньона – возможно, с использованием искусственных точек опоры. Если стена каньона невысокая, а каньон глубокий, необходимо убедиться в отсутствии крупных камней и глыб на дне реки в предполагаемой зоне падения «первого». При высокой вероятности падения «первого» со стены в сочетании с риском получения травмы (наличие на дне реки крупных камней и т.д.) необходимо уменьшать расстояние между искусственными точками опоры.
     

    Примечание – комментарии к статье можно высылать по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

     
     

      Варламов В. Г. Основы безопасности в пешем походе. Методические рекомендации. – Москва, 1983. Раздел «Основные правила безопасности при преодолении водных препятствий. Переправа вброд».
     
     

      Шимановский В.Ф. Переправы вброд через водные преграды. Методические рекомендации. – М., 1984. – 28 с.

    You have no rights to post comments

    Последние комментарии

    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 21:02
      Предлагается проверить ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОТОКОЛЫ по туристскому слёту 2017 г. Замечания пишите в ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 16:49
      Ниже есть Комментарий Добариной И.А., там есть электронная почта.
       
    • Областной турслёт 2017 года
      nik797 22.06.2017 13:27
      а к кому можно обратиться по поводу получения разряда? чтоб книжечку все получить? может кто ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 21.06.2017 19:53
      Приносим извинения - пока ни где. Смотрите в конце недели в ссылках к этой статье если сайт не ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Светлана 21.06.2017 19:46
      Скажите пожалуйста , где можно посмотреть результаты соревнований с турслета
    © 2017 НО НО ФСТР

    Please publish modules in offcanvas position.