Переправа – переправа, берег левый – берег правый

    Переправа – переправа, берег левый – берег правый

    Устиновский Н.Н., г. Екатеринбург, МС СССР
          Не надо объяснять, что переправы через горные реки в горном и пешеходном туризме являются одними из основных естественных препятствий. Но если пешеходные нормативы как-то учитывают наличие переправы на маршруте, то нормативы по горному виду спортивного туризма вообще не учитывают их наличие. Но ведь именно горные реки имеют максимальную мощность и скорость течения. Они, как правило, намного мощнее и сложнее рек среднегорья, где в основном и проводятся пешеходные походы. А попробуйте обойти бурную горную реку, особенно где-нибудь на Северо-Западном или Центральном Памире?  В лучшем случае обход окажется слишком длинным, и наверняка потребует прохождения непростых перевалов. Таким образом, сложная и даже предельно сложная переправа через горную реку на горном маршруте может оказаться вполне логичной.
    В августе 84 мы осуществили сложную переправу, точнее, каскад переправ через Муксу, от ГМС «Алтын Мазар» на ее левый берег.  Это 10 – 15 переправ через протоки разной мощности и степени трудности. Из них более половины потребовали переправу первого участника вплавь.
    В августе 87 мы прошли прижим Сельдары, это 500 м отполированных отвесных скал с подъемами и спусками и так называемыми «продольными» переправами вдоль скал.  Протяженность этого прижима и его сложность от года к году меняются, и зависит от положения гуляющего русла реки. Но в 87-м он потребовал от нас сил не меньше, чем от далее пройденного перевала Четырех 3Б к.т.
    Я специально привел примеры этих, пройденных нашей группой еще в 80-е годы, предельно сложных переправ и прижимов на маршрутах горных походов 6 к.сл.  Переправы через горные реки вполне логично вписываются в нитку горного похода, и они должны учитываться при расчете категории его сложности.
    Вторая грань горного туризма 70-80 годов, это ТГТ (Техника горного туризма).  В 70-80 годы дистанция «Переправа» на таких соревнованиях, вплоть до уровня «Союза» и «России», была одна из обязательных дистанций.  А сейчас, в горном виде ТМ, где эта дистанция???  Она просто вымерла. Вот таким обобщением я бы и начал свою статью о переправах.
    А собственно, что к настоящему времени осталось от техники водных переправ 70-80-х? По литературе тех лет можно выделить две основные техники страховки с берега.  Это, так называемая, подвижная или свободная страховка и страховка из неподвижного пункта.
    А) При подвижной страховке страховочные веревки не закрепляются на берегу, а удерживаются и переносятся по берегу страхующими участниками. При этом классическая схема страховки включает две веревки. Одна веревка для удерживания сбитого течением участника, другая служит для его подтягивания к берегу. Такая страховка требует достаточно широкой площадки для маневра страхующей группы. Такая схема страховки, в частности, описана в книге Николая Волкова.  В 80-е годы ее, практически без изменения, приняли в пешеходном виде (в ТПТ, а затем ПТМ).
    В тоже время сам Николай Волков отмечал некоторое неудобство страховки двумя веревками при достаточно большой скорости течения, а также опасность ее применения при отсутствии широкой, ровной площадки на исходном берегу.
    Б) При страховке из пункта страховочная веревка выдается с берега через элемент трения – ствол дерева, карабин или страховочное устройство, закрепленное на пункте. Коренной конец веревки должен быть закреплен на пункте. При такой страховке так же имеется веревка для подтягивания.  Для нее также должен быть оборудован пункт.
    Такая страховка требует некоторых особых условий (они рассмотрены ниже).
    От себя могу добавить, в 1979 г, на семинаре ВИП (Высшей инструкторской подготовки) по горному туризму в Шахимордане (Памиро-Алай), страховка из пункта, с высокого берега реки была очень подробно проанализирована и реально показана на учебной переправе через реку Шахимордан. В частности, было показано: что пункт для страховки необходимо организовывать, как можно выше над водой.  Это было подтверждено впоследствии на многих сложных переправах на Памире.
    Сопоставляя эти два подхода к страховке на переправе, можно сказать: «Каждый вид страховки на воде имеет свою четко ограниченную область применения. Он может эффективно работать в одних условиях, и быть недопустимо опасен при других».
    Ниже представлены некоторые способы страховки на переправах через достаточно серьезные горные реки, которые мы отработали на нашем пригородном, водном полигоне «Ревун» на реке Исеть, и в сложных горных походах в горах Средней Азии еще в 80-90 годы прошлого века.
    Свободная  страховка  на  сванской  переправе
    Данный способ мы детально отработали на полигоне «Ревун» и успешно реализовали на ряде сложных переправ через реки Сауксай и Сельдара-Муксу, на С-З. Памире.
    Смысл сванской переправы заключается в том, что переправляющийся участник, войдя в воду, подстраиваясь под скорость течения, пересекает реку наискосок, вниз по течению. При этом водный поток почти не оказывает давления на участника и даже помогает ему.
    На участке переправы течение реки должно быть достаточно ровное, без высоких водяных валов, бочек и сливов, а также без крупных подводных и надводных камней. Оптимальная глубина на переправе составляет от уровня верхней трети бедра до уровня груди. При большей глубине переправа переходит в переправу вплавь (описана отдельно). В этом случае водный поток стабилизирует движение участника, и становится как бы его транспортным средством. Участнику переправы остается только удерживать определенный угол смещения к целевому берегу. Как правило, он составляет 20-30О.
    Страховка на сванской переправе осуществляется одной веревкой (рис.1). Ее удерживают 3-4 участника, распределившиеся вдоль веревки шеренгой так, чтобы не мешать движению друг друга, но и сильно не растягиваться. Оптимальное расстояние между участниками три метра. 
           Рис. 1
    Перед началом переправы страхуемый участник отходит от страхующей группы по берегу, вверх по течению на длину веревки, не менее ширины переправы. Участник входит в воду и движется вниз по течению, наискосок к целевому берегу. Он движется быстрей страхующей группы и в некоторый момент обгоняет ее.  Его основная задача, до момента обгона страхующей группы достичь целевого берега.
    Как только переправляющийся участник входит в воду и начинает движение по переправе, страхующая группа сразу начинает двигаться по берегу, вниз по течению. Если  ближний к берегу страхующий участник приближается к близко воде, он отпускает веревку, перебегает на дальний от берега участок шеренги и снова берет страховочную веревку  в руки (рис.1, этапы Б и В).
    Преимущество такой страховки заключается в том, что страховочная веревка лежит на воде и движется по ней практически со скоростью течения. Она не дергает и не опрокидывает переправляющегося участника, как это обычно происходит на переправе.
    Если страхуемый участник падает и неуправляемо сносится течением, то страхующая группа, продолжая движение по берегу, удаляется от него, и подтягивает к нему сбитого течением, страхуемого участника (рис.1 этапы Г, Д и Е).
    Рекомендации:
    1.  Для большей надежности страховки страхующая группа должна идти по берегу достаточно медленно, желательно, не выше скорости пешехода.Она должна проходить путь по берегу меньший, чем путь страхуемого участника по воде. Это достигается, если соблюдается схема страховки, указанная на рис.1.
    2.   Желательно, чтобы участник переправы вышел на целевой берег у естественной опоры, на которой он сможет закрепить веревку.
    3.   В момент выхода участника на целевой берег давление водного потока на веревку достигает максимума. Для снижения этого давление, при небольшой ширине реки можно просто поднять веревку над водой.  При большой ширине реки, когда это сделать затруднительно,  лучше выдать ее некоторое количество с исходного берега, одновременно уходя по берегу вниз по течению.  Известно, что чем больше стрела выдачи веревки по течению и чем меньше угол между веревкой и направлением течения, тем меньше давление на нее водного потока и меньше сила передающаяся веревкой на участника переправы.
    4.   Выйдя на целевой берег, участник должен продолжать движение вниз по течению, желательно со скоростью течения, и постараться обойти опору для крепления веревки со стороны, противоположной к реке. После 1-2 охватов опоры веревкой участник может отстегнуться от веревки и закрепить ее на опоре штыковым узлом.
    Страховка  из  пункта  одной  веревкой
    Практика показала, что страховочная веревка на переправе сама противодействует движению переправляющегося участника. При страховке с низкого берега, при достаточном удалении страхуемого участника от точки организации страховки вес страховочной веревки создает на него существенную опрокидывающую силу.  Когда же эта веревка ложится на воду, водный поток увлекает ее и создает еще больший опрокидывающий рывок на участника. Это основной парадокс при страховке на переправе – страховочная веревка сама препятствует переправе. Может оказаться так, что страховочная веревка сама не позволит страхуемому участнику достичь целевого берега. Если страховка осуществляется по классической схеме, двумя веревками, то сила их воздействия на переправляющегося участника будет вдвое выше, чем от одной веревки.
    А если на переправе страховать только одной веревкой? Действительно, веревка подтягивания становится необходимой только после срыва и сноса течением страхуемого участника. Да и то не всегда.  Она необходима только тогда, когда конфигурация течения и наличие в реке отдельных сильных струй (эффект Бернулли) может затруднить вынос участника к исходному берегу маятником. Чтобы преодолеть эти силы и требуется подтягивающая веревка.
    Я лично затрудняюсь сказать, откуда пришла эта прекрасная идея скользящего карабина.  В официальной литературе я нигде ее не нашел.  Эту технику страховки впервые мы отработали на пороге Ревун еще в 1978 году, при подготовке к походу на Памир.  Реально она пригодилась и прекрасно себя показала при переправе через Муксу у Алтын-Мазара в августе 1984 года. С двумя веревками участника стабильно сбивало течением, а с одной веревкой, со второй – третьей попытки, переправа осуществлялась. Организация пунктов страховки на галечниковых островах, на реке Сельдара-Муксу, это отдельная история. О ней, если будет возможность, я расскажу отдельно.
    Описание схемы страховки одной веревкой. Страховка осуществляется одной веревкой из пункта (ПС), расположенного от линии берега на расстоянии, от половины до полной ширины реки. Это необходимо для того, чтобы при возможном сносе участника течением, его траектория к берегу по маятнику имела небольшой угол с направлением течения. Коренной конец веревки должен быть закреплен на пункте.  Схема на рис.2 и рис.3.
    Рис. 2
    Для уменьшения провиса веревки и исключения ее зацепов за камни, кусты и др. предметы на берегу, участник-3, поднимает и удерживает ее над землей.
    Если страхуемого участника сбивает течением, участник-2 с помощью участника-3 максимально выбирают веревку на себя через ПС, а затем участник-2 фиксирует ее в пункте.  На рис.2 этому соответствует сектор сноса «А-Б». Выборка веревки нужна для того, чтобы исключить слабину веревки, и вытянуть страхуемого участника на более близкую к берегу, а значит и более пологую к нему траекторию маятника.
    Рис. 3
    Для подтягивания участника к берегу, если снос к нему маятником будет затруднен конфигурацией водных потоков или участник «прилипнет» к сильной водной струе (эффект Бернулли), служит дополнительная, подтягивающая веревка - Б.
    На узких (порядка 15 м) переправах подтягивающую веревку пристегивают по классической схеме, непосредственно к переправляющемуся участнику.
    При большой ширине реки (более 20 м) веревка подтягивания создает дополнительные сильные рывки со стороны водного потока. Более того, на переправе веревка подтягивания совершенно не нужна. Она потребуется только на момент сноса участника течением.
    До начала переправы она подключается к основной веревке скользящим карабином и удерживается в готовности участником-4.
    Если страхуемого участника сбивает течение, участник-2 с помощью участника-3 максимально выбирают веревку в пункт, и жестко ее фиксируют. Участники 3 и 4  после срыва страхуемого, подстраиваясь под снос течением маятниковый веревки, идут по берегу вниз по течению. При этом скользящий карабин подтягивающей веревки скользит по маятниковой веревке к страхуемому участнику. Если страхуемый участник, по тем или иным причинам, не  прибьется течением к исходному берегу, он будет подтянут к нему веревкой подтягивания.
    Особенность такой схемы страховки заключается в том, что веревка подтягивания всегда находится в зоне берега, и пристегивать ее к береговому пункту не надо.
    Сванская  страховка  из  пункта
    В определенных условиях страховка на сванской переправе так же возможна из пункта.  Условия для сванской переправы (см. выше) распространяются на участок реки в радиусе длины страховочной веревки, вверх и вниз по течению.  Длина веревки должна быть достаточна для переправы и ее закрепления на противоположном берегу, с некоторым запасом порядка 5 – 10 м  (рис. 2-3).   Схема страховки дана на рис.4.
         Рис. 4
    Последовательность переправы: Переправляющийся участник уходит по берегу от пункта страховки, как можно дальше вверх по течению. На переправе он старается идти по круговой линии, с радиусом равным длине страховочной веревки.
    Страховку обеспечивает участник-2 через ствол дерева (карабин или страховочное устройство, закрепленные в пункте). Чтобы страховочная веревка не цеплялась за камни, кусты и др. предметы, ее переносит по берегу участник-3. Веревка подтягивания еще до начала переправы пристегивается к маятниковой веревке скользящим карабином и удерживается в готовности участником-4.
    При срыве страхуемый участник сносится по течению по линии Б-В, пока веревка не расправляется на всю длину. Далее его сносит по круговой линии В-Г.   Чтобы траекторию сноса участника сделать положе, сразу после срыва  веревку необходимо максимально выбрать в пункт и жестко ее зафиксировать. В этом случае радиус траектории сноса участника уменьшается, а сама траектория (БВ1Г1)получается более пологой. Участник выносится на берег значительно ближе к пункту страховки. По мере сноса течением, участники 3 и 4 уходят с веревкой вниз по берегу, а веревка подтягивания течением сносится на карабине по маятниковой веревке. Участник-4 подтягивает ей к берегу и маятниковую веревку и страхуемого участника.
    Эффект  глиссирования  на  переправе
    Когда веревка, удерживающая участника в сильном водном потоке, лежит на воде и направлена по течению, давление набегающего на участника водного потока и высота вала набегания получаются максимальными. Участник оказывается в крайне дискомфортных условиях. Его захлестывает высоким валом воды, он ничего не видит, дыхание его затруднительно или блокировано водой. Более того, при этом начинаются проявляться всевозможные гидродинамические эффекты.
    Наиболее опасным эффектом является так называемый донный эффект Бернулли. При зависании человека в сильном водном потоке на такой веревке, при глубине реки 1 – 1,5 м, под ним образуется донная струя обтекания, имеющая более высокую скорость течения, чем струя, обтекающая его сверху. По закону Бернулли донная струя создает зону пониженного давления, и человек буквально проваливается под воду.
     Если же удерживающая человека веревка имеет с поверхностью воды достаточно большой вертикальный угол, то вертикальная составляющая натяжения этой веревки, созданное давлением водного потока на этого человека, будет выталкивать его на поверхность. Чем больше вертикальный угол веревки, тем сильней выталкивающая сила.
    Рис. 5
    Практика показала, что при вертикальном угле веревки более 30О, человек будет находиться на поверхности водного потока. При этом сила давления водного потока на человека будет зависеть от скорости течения уже не по квадратичному закону.
    С увеличением скорости течения давление на него водного потока достигает некоторого максимума, и далее не возрастает. Участник максимально выталкивается на поверхность водного потока, и глиссирует на нем  (рис.5). Чем больше вертикальный угол удерживающей веревки, тем меньше сопротивление глиссированию участника, и тем меньше натяжение удерживающей веревки. Эффект глиссирования позволяет осуществлять многие специальные виды переправы и страховки. Он позволяет облегчить вытягивание сбитого течением участника из водного потока, даже против течения.
    Страховка  из  высоко расположенного  пункта
    Страховка осуществляется со склона высокого берега, с прибрежной скалы или через развилку ветвей высокого прибрежного дерева. Главное, с высокой над рекой точки. На всем маршруте переправы, а так же при возможном сносе участника течением, его страховочная веревка должна иметь вертикальный угол с водой больше 30О. Оптимальный, гарантирующий эффект глиссирования, угол составляет 40 – 45О.
    Страховка из пункта осуществляется через карабин или через страховочное устройство.  Более эффективна страховка через, закрепленное на пункте, устройство с автоматической фиксацией веревки, в частности «гри-гри» или его аналоги. Находящиеся в пункте участники, должны быть на самостраховке и быть в касках.
    Если позволяет длина веревки, верхний пункт может быть заменен карабином, а пункт работы страхующего участника отнесен от него на удобную и безопасную площадку.
    Рис. 6
    Кроме удерживающей переправляющегося участника маятниковой веревки в схеме верхней страховки должна быть и веревка подтягивания. В зависимости от условий, она крепится либо к страхуемому участнику, по классической схеме, или пристегиваться скользящим карабином к маятниковой веревке. В этом случае карабин ее рабочего конца пристегивается к верхнему пункту ПС и находится в готовности.
    Веревка подтягивания пристегивается к маятниковой веревке скользящим карабином только при необходимости подтягивания сбитого течением участника. В этом случае она под собственным весом скатывается по маятниковой веревке к повисшему на ней в водном потоке участнику переправы. Затем проводится его подтягивание к берегу.
    Страховка из высоко расположенного пункта может решить многие проблемы, не решаемые при обычной страховке:
    1. При верхней страховке веревка не ложится на воду и не создает рывков на переправляющегося участника.
    2. При сносе и повисании участника на страховочной веревке его значительно меньше захлестывает водой, так как веревка удерживает его на поверхности воды.
    3. При переправе по камням, при обычной страховке с низкого берега, при падении участника в воду его страховочные веревки могут зацепиться за камни.  При страховке сверху веревка находится над камнями, и ее зацепы менее вероятны  (рис. 6). 
    4. При вертикальном угле веревки более 30О нагрузка на сбитого течением участника, а значит и на пункт получается небольшой. Фиксация веревки устройством «гри-гри», в отличие от страховки с низкого берега, получается безопасной для страхуемого участника. Он будет просто глиссировать на поверхности воды.
    5. При такой фиксирующей страховке из высоко расположенного пункта значительно проще осуществлять вытягивание зависшего в водном потоке участника, даже против течения.  При этом «гри-гри» и жумар автоматически образуют простейший полиспаст для его подтягивания и даже подъема из каньона в пункт страховки.
    Как видим, техника переправы не замыкается классической страховкой двумя веревками. В зависимости от реальных условий группа может и должна применять самый оптимальный для данной ситуации вид страховки.
           Материал взят из готовящейся к изданию книги «Техника спортивного туризма» Автор Николай Устиновский, город Екатеринбург.
        Сведения о авторе: Устиновский Н.Н.  МС СССР,  инструктор международного класса, неоднократный чемпион «России» по ТГТ (70-80 г), чемпион «Союза» по ТГТ (Казбеги-77 г.),  судья республиканской категории по горному виду ТМ (дистанции на «России»: «лед», «скалы», «спасработы»),  руководитель более двух десятков горных походов 5 – 6 к.сл. по Памиру, Памиро-Алаю и Тянь-Шаню. Первопрохождения:  пер. Дружбы Народов 5700, 3Б (с востока на запад),  пер. Бородино 5800, 3Б*, прижим Сельдары 3А*.

     

    Комментарии   

    #1 Александр Доммес 14.02.2011 22:32
    Статья хорошая, содержательная но терминология, по-моему, неудачная. Почему страховка со вспомогательной на скользящем карабине называется "страховка одной веревкой"? Это та же страховка двумя веревками, ничем принципиально не отличающаяся от классической. Только крепится вторая веревка иначе, чтобы уменьшить давление потока. Но веревок-то в работе все равно две.

    You have no rights to post comments

    Последние комментарии

    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 21:02
      Предлагается проверить ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОТОКОЛЫ по туристскому слёту 2017 г. Замечания пишите в ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 16:49
      Ниже есть Комментарий Добариной И.А., там есть электронная почта.
       
    • Областной турслёт 2017 года
      nik797 22.06.2017 13:27
      а к кому можно обратиться по поводу получения разряда? чтоб книжечку все получить? может кто ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 21.06.2017 19:53
      Приносим извинения - пока ни где. Смотрите в конце недели в ссылках к этой статье если сайт не ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Светлана 21.06.2017 19:46
      Скажите пожалуйста , где можно посмотреть результаты соревнований с турслета
    © 2017 НО НО ФСТР

    Please publish modules in offcanvas position.