Обеспечение безопасности на водном маршруте

     Обеспечение безопасности на водном маршруте

    Левашников А.А., г. Томск

    На р. Песчаная (Северный Алтай)Наиболее популярными судами в водном туризме стали катамараны и каяки. Поэтому далее речь пойдёт об обеспечении безопасности на водных маршрутах, в которых используются суда перечисленных классов.

    С целью экономии времени на протяженных препятствиях часто используют способ прохождения тандемом, т.е. колонной судов, следующих друг за другом на определённом расстоянии. Колону возглавляет судно – лидер. Какие требования надо предъявлять к экипажу этого судна? Члены экипажа должны:

    • знать способы оценки уклона, скорости и расхода воды реки;
    • уметь ориентироваться в любой обстановке;
    • знать способы и уметь экстренно причаливать в любой ситуации;
    • знать способы сигнализации;
    • знать способы самостоятельного спасения и уметь ими пользоваться;
    • уметь быстро оценивать чрезвычайную ситуацию (ЧС) и принимать решение по ликвидации её;
    • не допускать возникновения ЧС;
    • знать маршрут.

    Прохождение тандемом целесообразно использовать только в тех случаях, когда чётко просматриваются линия движения и места для причаливания. В тех случаях, когда русло реки разветвляется либо круто поворачивает, лидер должен принять решение о возможности причаливания, так как именно он, в первую очередь, может пострадать от выбора неправильного решения.

    Типичные ошибки при прохождении тандемом.
    Примеры:
    1. Отрыв лидера от группы. Ситуация (р. Кучерла). Остров делит русло на две протоки так, что левая шире правой примерно в три раза. Река течёт на север. Следовательно коренной берег правый (учёт сил Кориолиса). Правая протока глубже. Отчалив, лидер не обратил внимание на то, что оставшаяся группа по какой-то причине замешкалась и не увидела, в какую протоку свернул лидер. Остальная группа ушла в левую протоку. Лидер, обнаружив, что за ним никто не следует, причалил после впадения всех левых проток. Вся группа собралась вместе через два часа. Левая протока постепенно делилась на части и, в конце концов, была перекрыта завалом.
    2. Зевок  ведомого. Ситуация (р. Чёрный Июс. Окресность д. Чебаки). Резко уменьшается уклон реки. Впереди сплошной завал. Положение усложнилось из-за того, что несколько дней назад на реке был паводок. В завалах масса свежих деревьев. Чалка бесполезна, так как подойти к коренному берегу в данном месте невозможно. Водный поток упирается в завал и частично фильтруется через него. Основная часть потока уходит вправо под прямым углом. Лидер телемарком ушёл вправо. Ведомый по какой-то причине отвлёкся и не увидел манёвра лидера. Результат: катамаран наваливает на завал. От переворота спас огромный запас плавучести и самообладание экипажа.
    3. Локальные ступени. Часто на горных реках встречаются локальные водопадные ступени, под которыми образуются «бочки» и «поганки». Такие препятствия с наплыва незаметны. Как правило, лидер застревает при прохождении такой ступени и, если расстояние между судами такое, что оно преодолевается следующим судном за время меньшее, чем время выхода лидера из «бочки», то это судно падает на лидера. Возникает ЧС. Поэтому для предупреждения таких ситуаций необходимо правильно выбирать расстояние между судами.

    При прохождении тандемом лидера никто не страхует. Поэтому при перевороте можно надеяться только на самостоятельное спасение. При возникновении ЧС на любом ведомым судне (переворот, прокол гондолы, поломка рамы и т.д.) лидер, а это может быть любое впереди идущее судно, обязан причалить терпящее бедствие судно к берегу. А это непросто. Во-первых, лидер должен узнать о ЧС, а именно: либо увидеть  или услышать сигнал о ЧС. Для того, чтобы увидеть ЧС надо постоянно оглядываться. Это может привести к потере из виду идущего впереди или к потере ориентировки.
    Помочь ликвидировать ЧС тоже трудно, так как управлять двумя судами, одно из которых в аварийном состоянии сложною. В этой ситуации увеличивается вероятность возникновения аварийной ситуации в связке судов.
    Из всего выше описанного следует, что обеспечить безопасность при хождении тандемом можно только при соблюдении жесткой дисциплины. Все экипажи судов должны отвечать вышеперечисленным требованиям.
    Рассмотрим способы обеспечения безопасности при прохождении определяющих препятствий (ОП). ОП обычно самые сложные препятствия на маршруте, и поэтому разведка таких препятствий обязательна. При невозможности или большой трудоёмкости разведки, суда надо либо обнести, либо провести, если это возможно.

    Основные цели разведки ОП следующие:
    - поиск безопасного пути прохождения ОП;
    - определение опасных мест;
    - поиск удобных для страховки мест:
    - поиск мест для фото и видеосъёмки прохождения ОП;
    - составление лоции ОП;
    - выбор мест для основного и запасного причаливания.
    При осмотре препятствия умозрительно моделируется прохождение его при планируемом и аварийном варианте. Принимается решение о порядке прохождения с грузом или без. Оценивается время прохождения.
    В последнее время популярной при сплаве на катамаранах стала «коленная» посадка членов экипажа. При прохождении без груза надо учитывать смещение центра тяжести к корме. Особенно это заметно проявляется на двухместных катамаранах при прохождении водопадных сливов.  При сходе с такой ступени катамаран делает «свечку» либо переворачивается через корму.
    Особенно тщательно надо просчитывать варианты выпадения человека и возможность его дальнейшего самосплава.
    Перед прохождением ОП надо разработать тактику преодоления его и способ обеспечения безопасности. При разведке ОП определяют опасные места и намечают места и способы страховки. Обычно группы малочисленны. Поэтому может оказаться, что нет возможности обеспечить надёжную страховку при прохождении сразу всего препятствия. В этом случае препятствие надо проходить по частям с промежуточными причаливаниями. Значит надо найти удобные и безопасные места для таких чалок и выбрать способ удобного причаливания.
     
    Каким требованиям должно отвечать место страховки?
    1. Место должно быть удобным и безопасным для страхующего:
    • должно быть достаточно свободного пространства для расположения самого   человека или экипажа со средствами спасения;
    • удобный спуск к месту страховки:
    • хороший обзор:
    • страхующий должен видеть судно, приближающееся к опасному месту;
    • мог оценить состояние экипажа;
    • видеть процесс прохождения опасного места;
    • иметь достаточно места для свободного и безопасного перемещения в пределах    обозреваемого места);
    • при использовании средств спасения, страхующие должны видеть результат их применения.
       2. Страхующий должен иметь связь с предшествующим и последующим страхующим.
       3. Страховка должна сворачиваться только по разрешению руководителя.

    Основная задача страхующих – это помочь человеку или экипажу выбраться на берег. Это можно сделать несколькими способами: бросанием «морковки», с использованием страхующего судна, «живцом» и др.
    «Морковка» - это мешок из прочной яркой ткани, к дну которого кружок из пенопласта, снаружи – карабин. К карабину внутри мешка прикрепляется репшнур длиной 20 – 25 метров. Репшнур укладывается в мешок так, чтобы при бросании его репшнур вытягивался полностью. Один конец «морковки» страхующий фиксирует за прочный неподвижный предмет. Затем из мешка вытягивается столько репшнура, сколько необходимо для свободного размаха при броске, не задев какого-либо предмета. 
    Использование «морковки» целесообразно, если человек или экипаж находится в адекватном состоянии, т.е. видит страхующего и может отреагировать на бросок: поймать и зафиксировать «морковку».
     
    Страховка судном понятна. Обычно она применяется при причаливании.
     
    Страховка «живцом» используется только в тех случаях, когда человек попадает в «бочку» или «поганку», из которой он не может выбраться самостоятельно. Для страховки «живцом» необходимо, как минимум, два человека, один из которых («живец») должен быть в полном защитном комплекте с грудной обвязкой, за которую крепиться репшнур. «Живец» должен прыгнуть на человека, терпящего бедствие, и захватить его. Оставшийся на берегу должен вытащить на берег «живца вместе с пострадавшим.
     
    В заключение несколько слов об «экстремальных рафтерах».
    Известный путешественник В.С. Чуков пишет [1] «…вид деятельности не может быть «крайним» или «предельным», а, следовательно, «экстремальным». Ведь в этом случае такая деятельность должна быть сознательно направлена на то, чтобы «дойти до края». Похоже, что такой «деятельностью» можно назвать разве что действия самоубийцы, которые, бесспорно, приводят к крайним и предельным результатам, то есть к смерти». В то же время, когда такие «экстремалы» начинают хвастать своими подвигами, им необходимо ознакомиться с высказыванием ещё одного опытнейшего туриста – Д. Шмайгера [2]: «…в аварийных ситуациях люди не случайно гибнут, а случайно остаются в живых».  Не надо смешивать риск и авантюру.
     
    Литература .
    1. В.С.Чуков. Экстремальность и риск.//Сб. Развитие спортивного туризма в России. //Тезисы докладов Всероссийской научно-практическо        й конференции//под общей ред. С.Н. Панова, М., 2007г., с. 46-48.
    2. Д. Шмайгер. Профилактика ЧП. //Турист, 1978, №2, с. 24-25.

    Комментарии   

    #1 даша 28.12.2011 19:31
    :-) мне помогло ,но только печатать много.

    You have no rights to post comments

    Последние комментарии

    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 21:02
      Предлагается проверить ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОТОКОЛЫ по туристскому слёту 2017 г. Замечания пишите в ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 22.06.2017 16:49
      Ниже есть Комментарий Добариной И.А., там есть электронная почта.
       
    • Областной турслёт 2017 года
      nik797 22.06.2017 13:27
      а к кому можно обратиться по поводу получения разряда? чтоб книжечку все получить? может кто ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Жигарев Олег 21.06.2017 19:53
      Приносим извинения - пока ни где. Смотрите в конце недели в ссылках к этой статье если сайт не ...
       
    • Областной турслёт 2017 года
      Светлана 21.06.2017 19:46
      Скажите пожалуйста , где можно посмотреть результаты соревнований с турслета
    © 2017 НО НО ФСТР

    Please publish modules in offcanvas position.