Страховка и другие средства и факторы обеспечения безопасности на переправе через горные реки вброд и вплавь по перилам

Страховка и другие средства и факторы обеспечения безопасности
на переправе через горные реки вброд и вплавь по перилам
 Ахметшин А.М., кафедра туризма УГАЭС

 
Переправа вброд через реку Дамджайлоо, http://www.westra.ru/reports/414.htmlСтраховка является важнейшим фактором обеспечения безопасности участников переправы через горную реку в процессе треккинговых маршрутов. Возможность организации страховки, её способы, требуемые человеческие и материальные ресурсы, тактика и техника определяются при исследовании места переправы. Общепринятыми на переправах являются следующие принципы страховки:
·        страховка должна быть реальной и адекватной (соответствующей ситуации), а не «психологической» или формальной;
·        страховка должна срабатывать быстро и надежно, в качестве страховки следует, прежде всего, использовать те способы, которыми группа владеет уверенно;
·        используемое снаряжение должно быть проверенным, надежным, соответствующим ожидаемым нагрузкам;
·        дублирование и комбинирование различных методов страховки повышают её надежность;
·        страховка не должна создавать угроз для жизни и здоровья страхуемых и страхующих;
·        страхуемым участникам нельзя начинать движение по переправе без получения сообщения о готовности страховки и разрешения на выход;
·        страхующим участникам переправы нельзя менять тактику и технику страховки, место расположения или покидать пункт страховки без согласования с руководителем переправы; 
·        перед началом переправы необходимо прогнозирование возможных аварийных ситуаций и продумывание действий всех членов группы при аварийно-спасательных работах;
·        перед началом сложной переправы для проверки готовности группы к аварийно-спасательным работам целесообразно «спасти» бревно.
Бродик, фото из ИнтернетаЖелательно, чтобы страховочное снаряжение имело яркую раскраску – это облегчает спасательные работы и предотвращает потерю снаряжения. Все коренные концы веревок для страховки с берега должны быть фиксированы к надежным точкам опоры посредством узлов, легко развязывающихся под нагрузкой. Положение страхующих должно быть устойчивым и надежным; при наличии риска падения они сами должны быть пристрахованы к надежным опорам. На пунктах страховки, предполагающих активную выдачу – выбирание веревки, должно находиться два человека.

Страховка с берега

В спортивном туризме на переправах принято различать страховку с берега и самостраховку. Задача страховки с берега на переправе – доставить терпящих аварию туристов на берег наиболее быстрым и безопасным способом. Спасать людей следует независимо от их состояния – даже если человек перестал подавать признаки жизни, его необходимо доставить на берег, чтобы провести реанимационные мероприятия.
Страховку с берега можно разделить на пассивную и активную. Пассивная страховка направлена на выполнение значительной части спасательных операций силами самих страхуемых туристов. К способам пассивной страховки на переправе можно отнести перила и страховку «маятниковой» веревкой (включая страховку «морковкой» и «корабликом» на пункте перехвата, как разновидности страховки веревкой маятникового типа). Активная страховка направлена на выполнение значительной части работ силами страхующих, поэтому способами активной страховки можно спасать людей, потерявших сознание или дееспособность. К данным способам на переправе можно отнести страховку с берега веревкой сопровождения (веревкой подтягивания, челночной веревкой) и страховку «живцом» на пункте перехвата.
Перила.
Перила – архитектурный и строительный термин, означающий поручни (опору) или ограждение. На переправе «вброд по перилам» под перилами подразумевается веревка основного диаметра, закрепленная на опорах на обоих берегах реки, держась за которую (функция опоры) человек переходит реку вброд. Человек, упавший в процессе переправы вброд в воду, «повисает» на перилах на страховочном усе (функция страховки), после чего страхующие с берега вытягивают его на берег с помощью веревки сопровождения. Для перил принято использовать веревку основного диаметра (10 – 12 мм) статического типа (которая незначительно растягивается под нагрузкой).
Для обозначения положения перил в пространстве употребляются термины «наклон» и «скос». Термин «наклон» (наклонные перила) принято употреблять в ситуациях, когда точка закрепления перил на одном берегу расположена по вертикали выше, чем точка закрепления перил на другом берегу реки. Термин «скос» (косые перила) употребляется, когда точка закрепления перил на одном берегу расположена ниже по течению, чем точка закрепления на другом берегу.
О значении угла скоса перил по отношению к перпендикуляру между берегами.
По углу скоса перила (на переправе вброд и вплавь по перилам) можно разделить на перпендикулярные, слабоскошенные (угол скоса 10°±5°), средне скошенные или косые (угол 30°±5°), сильно скошенные (угол ≥ 45°). В чем заключается принципиальная разница между перпендикулярными и косыми перилами? На перпендикулярных перилах человек при срыве «зависает» в наиболее агрессивной части потока (на реке с ламинарным течением – в центре реки), по косым перилам поток после срыва выносит человека за пределы основной струи, то есть в безопасную зону (если место переправы по отношению к центральной струе было выбрано правильно). Чем больше угол скоса перил, тем дальше от центра реки в сторону целевого берега (то есть, в безопасную зону) человека выносит течением. Угол скоса перил 45° обеспечивает вынос человека за пределы основной струи, если степень натяжения перил слабая и перила наведены невысоко над водой. Угол 25-30° достаточен для выноса человека в безопасную зону при хорошо натянутых перилах.
О натяжении перил.

Чем сильнее натянуты перила, тем меньше (при прочих равных параметрах) человек, сбитый потоком воды во время переправы, погружается в воду. Перильную веревку до переправы следует заранее намочить в воде (10-15 минут), иначе после попадания в воду во время переправы она растянется и ослабнет. На случай, если перила ослабнут (это неизбежно при переправе большой группы) и их придется дотягивать, полиспаст на исходном берегу должен быть наготове, и убирается он только после переправы основного состава группы. При натяжении перил следует помнить о том, что нагрузки на точку опоры на целевом берегу и систему полиспаста на исходном берегу могут быть значительными, поэтому перила нельзя натягивать «как гитарную струну» - это опасно с точки зрения разрушения конструктивных элементов переправы (самих перил, опоры, отдельных составляющих полиспаста). В работах по теории полиспастов подчеркивается:
«Особенно часто потенциально опасные перегрузки системы случаются при натяжении переправ».
Наиболее опасно «Передвижение по сильно натянутой переправе одновременно двух человек (например, пострадавший и сопровождающий): за счет неизбежного раскачивания переправы пиковые нагрузки на крайние точки могут достигать 20 KN (2000кг) и выше! Такая нагрузка близка к пределу прочностных характеристик дюралюминиевых карабинов, оттяжек и веревок (с учетом потери прочности веревки в узлах)».  Одной из основных форм профилактики разрушения конструктивных элементов переправы при натяжении перил с помощью полиспаста является соблюдение принципа оптимального фактора тяги (см. раздел Полиспаст).

О высоте перил над уровнем воды.
Критерием оптимального уровня высоты перил над водой является степень погружения человека, находящегося на перилах, при падении в воду: его дыхательные пути при этом должны быть защищены от воздействия отбойного вала и других негативных воздействий потока.
Высота перил над уровнем воды при переправе через быстрый поток способом «Вброд по перилам» определяется глубиной реки в самом глубоком месте переправы, ростом участников переправы, степенью натяжения перил и шириной реки, а также свойствами веревки. Оптимальный уровень высоты хорошо натянутых перил при данном виде переправы на реке средней ширины – на уровне головы переправляющегося человека. Эта высота перил учитывает провис веревки под весом тела человека при его срыве и падении в воду. В случае, если перила расположены на уровне груди человека, как это рекомендуется в ряде литературных источников, при падении в реку (при глубине переправы «до пояса») человек погружается в воду слишком глубоко – в такой ситуации на реке с быстрым течением возникает риск утопления под воздействием отбойного вала. На широкой реке с быстрым течением должен учитываться эффект значительного провисания длинных перил под нагрузкой, и высота перил над водой должна быть увеличена (с учетом ширины реки, скорости течения, типа веревки и степени натяжения перил). Если провис длинных перил под нагрузкой таков, что тело очередного участника переправы при срыве оказывается слишком глубоко в воде, целесообразно отказаться от переправы вброд и перейти на переправу вплавь по перилам на рюкзаке или ином плавательном средстве.
Если скорость течения и глубина реки незначительны (отбойный вал отсутствует, при срыве можно встать на ноги), допускается наведение перил невысоко над водой.
Высота перил над уровнем воды при переправе способом «Вплавь по перилам» без применения плавательных средств (глиссирующая переправа по Устиновскому Н.Н.) определяется степенью провиса перил под весом самого тяжелого участника переправы и скоростью течения. Уровень высоты перил над водой при данном способе переправы через реку с быстрым течением должен быть таким, чтобы человек, вися на перилах на середине реки (веревки), погружался в воду «по грудь». Это дает возможность использовать силу давления потока на тело человека для его перемещения по косым перилам и одновременно позволяет (на реке с быстрым течением) предотвратить утопление человека под влиянием отбойного вала и других негативных факторов.
Высота перил над уровнем воды при переправе способом «Вплавь по перилам» с применением плавательных средств определяется уровнем плавучести плавательного средства – чем он ниже, тем выше должны быть наведены перила над уровнем воды.
О расстоянии точки закрепления перил на целевом берегу от берега.
Если точки закрепления перил расположены на одинаковом расстоянии от берегов реки, точка максимального провисания перил под нагрузкой будет располагаться посередине реки. Однако если мы (на прямом участке реки с ламинарным течением), например - на целевом берегу, сместим точку закрепления перил вглубь от кромки берега, точка максимального провисания перил также сместится от центра реки в сторону целевого берега, то есть в менее опасную зону.
О расчете места «зависания» человека после срыва на переправе
Перед сложной переправой вброд или вплавь по перилам необходимо (с помощью небольшого бревна или рюкзака) рассчитать место «зависания» человека после срыва на переправе – это самое опасное место переправы: здесь наибольшая скорость течения и сопутствующие ей негативные факторы (высокий отбойный вал и т.д.). Для этого достаточно отпустить бревно (рюкзак), прикрепленное к перилам, на участке быстрого течения «на волю волн». Бревно само остановится в месте «зависания» человека после срыва на переправе. Затем бревно с помощью веревки сопровождения вытягивается на целевой берег, в процессе чего определяется степень необходимого для этого усилия (это действие актуально главным образом на переправе по горизонтальным или слабо косым перилам: в такой ситуации сил одного страхующего может быть недостаточно для вытаскивания человека, сбитого течением, на берег).
Когда действия группы по поиску места перильной ловушки осуществляются с помощью бревна, его надо крепить к перилам со стороны торца двумя усами. При креплении бревна к перилам одним усом оно ведет себя как «кораблик», что может привести к существенным искажениям результатов эксперимента.
Подчеркнем – место «зависания» человека после срыва на переправе должно находиться в благоприятной для человека зоне. Здесь на человека не должны воздействовать высокий (захлестывающий дыхательные пути) отбойный вал и другие негативные факторы. Если основная струя проходит близко у целевого берега – данное место опасно для переправы.
Уловитель страховочного (скользящего) карабина
Уловитель (ограничитель соскальзывания) страховочного карабина используется на переправе через горные реки с быстрым течением по низко и слабо натянутым перпендикулярным перилам при отсутствии веревки сопровождения (то есть при «аварийных» переправах). В данной ситуации велик риск «зависания» человека, сбитого течением, в потоке (что имело место, например, в НС на реке Карагем, Алтай, и в НС на реке С.Тутек, Памиро-Алай), при этом помощь с берега оказать сложно или невозможно.
Уловитель страховочного карабина представляет собой палку (сверток, ботинок и т.д., карабин не достаточен!) длиной 20-30 см, вставленную в узел Стремя, который выполнен «на теле» перильной веревки перед узлом крепления перил к опоре. Жумар можно рассматривать как самостоятельный стопорный элемент только в том случае, если страховочный карабин по своим размерам меньше размере жумара (со стороны «наезда» карабина).
Если ограничитель соскальзывания формируется после наведения перил, в качестве стопорного элемента можно использовать жумар (с учетом размера скользящего карабина) или страховочный ус, который крепится к перилам посредством предварительно сильно затянутого схватывающего узла. На свободном конце страховочного уса должен находиться крупный предмет (палка, сверток и т.д.). фото
При срыве и зависании очередного участника переправы в потоке, из которого его не удается вытащить, перила с одного берега отвязываются от опоры (перила при этом становятся маятниковой веревкой), после чего человек соскальзывает по перилам на страховочном карабине до ограничителя соскальзывания карабина и в этой точке останавливается. Далее осуществляется подтягивание аварийного туриста к берегу. видео
Узлы крепления перил к опорам.
Как показывает практика, в случае возникновения аварийной ситуации во время переправы вброд или вплавь по перилам, сопровождающейся зависанием переправляющегося человека в струе на перилах, может возникнуть необходимость экстренно отвязать перильную веревку от опоры. Сделать это позволяют не все узлы, например узлы Карабинная удавка и Булинь под нагрузкой быстро развязать невозможно, поэтому данные узлы применяются избирательно. Так, если дотягивание перил в процессе переправы не планируется (переправа осуществляется через неширокую реку, группа по численности небольшая) со стороны исходного берега можно использовать узел Карабинная удавка - для снятия перил со стороны исходного берега после завершения переправы. Перила на целевом берегу при этом должны быть фиксированы к опоре узлом, легко развязывающимся под нагрузкой. Например, узлом Обезьянья цепочка (в четыре петли плюс контрольная «заглушка») или упрощенным узлом Радиум (узел УИАА в сочетании с Рифовым узлом и контрольной «заглушкой»). Если в процессе переправы изначально планируется дотягивание перил с помощью полиспаста, перила крепятся к опорам на обоих берегах узлами, легко запотющевающим под нагрузкой.
Дерево как опора для крепления перил.
Идеальной опорой для перил на переправе считается дерево. Однако иногда дерево, которое используется в качестве опоры для перил, при натяжении перил с помощью полиспаста выворачивается вместе с корневищем и падает в воду. Данное явление не является случайным, так как в горах корневая система деревьев формируется на горизонтальном уровне и повалить дерево с использованием полиспаста может команда из пяти - шести человек. О ненадежности одиночного дерева как единственной точки опоры свидетельствует, в частности, следующий пример из практики пешеходного туризма.
Чтобы подобного не произошло, при натяжении перил с помощью полиспаста следует использовать несколько деревьев. Первое дерево со стороны реки целесообразно использовать как «подставку» для перильной веревки. То есть, перильная веревка должна быть переброшена через сук первого дерева или карабин, расположенный на локальной петле, закрепленной на стволе данного дерева. Сама же перильная веревка должна крепиться как можно ниже к земле за прикорневую часть следующего дерева или двух-трёх деревьев, сблокированных в единую станцию.


[1] http://www.risk.ru/users/fedor/1544/
[2] Шорников Д.В. Отчет о пешеходном походе 4 к.с. по Восточному Саяну (Тункинские и Китойские Гольцы), 1998г. http://nature.baikal.ru/text.shtml?id=151&sec=4_3
 

 


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние комментарии

© 2017 НО НО ФСТР