О безопасности на пешеходных дистанциях

В последних числах июля 2010 года в городе Сосновый Бор (Ленинградская область) прошли Все российские соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, по юношеской и юни орской возрастным группам. В составе ГСК на меня были возложены обязанности Заместителя Глав ного судьи по безопасности.

После многих лет моей отстраненности от судейства «пешеходных» соревнований, я увидел совер шенно иной, на много выросший уровень технической и спортивной, правильнее сказать – атлетичекой подготовки участников. Но сохранилось основное, общее со старыми соревнованиями «по технике»: участники движутся по сложному рельефу, пользуются готовыми или сами создают сложные системы, конструкции для преодоления естественных препятствий, при этом, как и раньше, подвергают себя достаточно реальному риску. Определить допустимые пределы этого риска в общей организации сорев нований, в применяемом снаряжении, в подготовке отдельных этапов, в методах конкретных действий и участников и судей состоит задача «Заместителя по безопасности». На юношеских соревнованиях, как и десятилетия назад, актуально требование: соревнования должны пройти без травм! Такой жесткой позиции нет ни в вело, ни в мотоспорте, ни в слаломе, ни в футболе, ни во многих других видах спорта, где в самой сути их заложена опасность падений, ударов, столкновений, и лишь специальное снаряжение спортсмена, да щадящие заграждения трассы могут хотя бы частично защитить его от тяжелых травм.

«В вашем распоряжении (т.е. у спортсменов  туристов, судей, начальников дистанций), для обес печения безопасности есть средства страховки, и они (средства) должны ее обеспечить…». Это требование сохранилось неизменным и в наши дни, но… изменились правила игры. В старых соревновани ях «по технике» не только соблюдение, но и подчеркнутая демонстрация участником знания и выполнения приемов техники безопасности было изначальным содержанием соревнований, поскольку и создава лись и проводились они, ставя конечную задачу  снижение аварийности в походах. Сегодня акценты сместились. Сегодня первоначальной задачей спортсмена является максимальная скорость передви жения по дистанции (этапу), при условии выполнения «Условий соревнования». При этом формы взаимоотношений между судьей и участником, влияющие на скорость движения последнего, меры воздействия первого на поступки второго и сегодня являются содержанием постоянных дискуссий.

Вот и я, вооружившись опытом своего участия в нынешних Всероссийских соревнованиях, хочу внести на обсуждение свое мнение по этому вопросу.

1. Снаряжение команды и его контроль

Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция — пешеходная».
1.5.3. Всё вышеперечисленное снаряжение группы (связки, участника) проходит техническую комиссию. По её итогам составляется акт проверки снаряжения. Использование на дистанции снаряжения, не допущенного технической комиссией, запрещается.
2.1.1. Разрешается использовать снаряжение фирм изготовителей спортивного туристского снаряжения, имеющих лицензию на производство данной продукции и снабжающих свою продукцию паспортом изделия, другим сопроводительным нормативным документом (далее «Паспортом…»), регламентирующим применение данного снаряжения.
2.1.2. Снаряжение разрешается использовать только по назначению, указанному в «Паспорте.»

Создалось впечатление, что, выезжая на наше Первенство, руководители команд выгребли из своих кладовых все накопленное за многие годы. От бухт неразрезанной импортной веревки до раритетов - уже несгибаемых отходов Выборгской сетевязальной фабрики прошлого столетия. Все это вываливается на стол комиссии по снаряжению на предмет осмотра и допуска. В целом у каждой команды - это сотни метров веревки различной длины, возраста и состояния. О каких-либо «Паспортах» (если речьидет не о новой бухте) говорить лишне.

Кто и как представляет себе процесс действенного контроля (35 команд!) и нанесения разрешающей маркировки? Кто отследит дальнейшую судьбу забракованных ветхих концов, сбрасываемых Комиссией со стола, и определит возможности судей на старте снова выявить их среди шести – восьми  предъявляемых, за 10 минут предстартовой проверки, когда главное – успеть проверить личные страховочные системы?

О возможностях судьи на этапе вспоминать не следует. Ему не до контроля применяемого снаряжения, успеть бы уследить за действиями участника. Да и команда сегодня не позволит ему копаться, искать замаркированный конец, когда идет работа и счет - на секунды.
Напрашивается вывод:
1. «Условия» должны определять максимально допустимое количество веревок, с которыми команда (связка) может выйти на старт. Комиссии по снаряжению предъявляются только эти концы (не считая коротких «опорных петель»). Это позволит проводить действенный контроль, компенсирующий повсеместное сегодня отсутствие у команд сертификатов на веревки, и выполнять его в пределах разумного времени.
2. Веревки должны маркироваться наклеиванием на концы самоклеящихся этикеток типа Averi-Zveckform, подобно тем, что клеятся на товары, медикаменты, багаж и т.п. Визирующая надпись наносится на листы принтером, после чего маленькие этикетки снимаются с листа. 3 дня соревнований такая маркировка выдержит, ее не сложно счистить, или, в последствии, маркировать (наклеивать) поверх нее. На предстартовую проверку команда должна являться не за 10, а, как минимум, за 20 минут. Должна работать «Стартовая бригада» судей, контролирующая предъявляемое снаряжение (к положению с судьями мы еще вернемся). Команда кладет бухты и петли на щит (на землю) так, чтобы «стартовой бригаде» были видны их замаркированные концы. С этого момента обязанности судей этапов по контролю за применяемым командами снаряжением практически снимаются, если только речь не идет о его повреждении во время прохождения этапа.

Те же вопросы возникают при проверке карабинов. На стол комиссии без стеснения выкладываются карабины, протертые до трети, до половины сечения, это - повсеместное явление у карабинов из легких сплавов. «А этот - для вспомогательных целей (транспортировочных, закрепления свободных концов и т.д.)…»  - лепечет представитель. Невольно напрашивается вывод, что такие экземпляры нужно изымать у команды до конца соревнований. Я тоже уверен, что он не разорвется при движении по «навесной», и даже выдержит при срыве на шестиметровом «свободном» подъеме. Но какой судья этапа уследит за тем, что бы именно этот карабин не был включен в полиспаст, а здесь его судьба и последствия для окружающих – очевидны. А как уследить, что бы такой карабин, за неимением лучших, не ушел со старта в кармане участника?

Значит, нужно идти к такой же маркировке, как и веревки.

За использование группой (связкой, участником) неисправного снаряжения или не по назначению, за использование снаряжения со степенью износа выше указанного в «Паспорте» или с просроченным сроком эксплуатации, а также не соответствующего требованиям данного Регламента ответственность несёт представитель (руководитель, тренер) делегации или сам участник.

Это тот же Регламент. К сожалению, вывешенный на официальном сайте ТССР «Регламент» и сегодня не содержит перечень должностных лиц, утвердивших его. Утвердило ли его Федеральное агентство по ФиС, или он остался творчеством «общественной организации» и имеет соответствующий «правовой статус»? Разрыв полиспаста – событие с тяжелыми последствиями, и вызовет в известных инстанциях вопрос к ГСК: «…а вы куда смотрели?». И найдутся нормативные документы, иначе, чем «Регламент» определяющие круг лиц, ответственных за безопасность.

Предъявляется целая груда дорогостоящей импортной «механики»: всевозможные блоки, «треки», зажимы, страховочные и спусковые устройства. Каждое изделие само по себе, несущее маркировку известных фирм, не вызывает сомнения, если, конечно, оси кулачков зажима или блоков не разболтаны, спусковые «восьмерки» не протерты как упомянутые выше карабины. Фирма Petzl дает 3 года гарантии на свои изделия (качество выполненных работ), при этом снимает всю гражданскую ответственность за изделия в случае их ремонта или каких-то изменений (см. Каталог фирмы Petzl 2005год, стр. 203).

Это нужно учесть, скажем, тренерам, отрезающим «рога» у спусковых «восьмерок».

Сомнение в первую очередь вызывает не качество представляемых устройств, а их последующее применение. В той же Petzl эта сфера каждому устройству жестко определена.

Примеры: Страховочное устройство Gri-gri предназначено для страховки первого, для контролируемого спуска, но не для фиксирования натягиваемой полиспастом веревки.

Зажимы Ascension (типа жюмар) предназначены для подъема по веревке (создание легко передвигающейся точки опоры), но не для самостраховки, и не для присоединения полиспаста к перилам, тем более, если на натяжении работает команда.

Устные заверения представителей о предназначении отдельных предметов их снаряжения всерьез принимать не следует: что будет с ним делать участник, увидит только судья этапа. Он (судья) должен быть вооружен заведомо определенным и утвержденным перечнем допустимой сферы применения каждого предмета, и пресекать случаи отклонения от этого перечня. Приведенная выше цитата из «Регламента» хороша как попытка снять с судьи ответственность в случае аварии, но, полагаю, что в нашем случае, тем более – на юниорских соревнованиях, она не будет эффективна, т.к. неизбежно возникнет тот же вопрос: «»Почему допустили?».

2. Обеспечение безопасности на этапах.

Заместителя по безопасности не должен слишком волновать вопрос канонического выполнения участниками догм организации страховки на тех этапах, где реальная опасность никому не грозит. Выше или ниже по течению будет организовываться «маятник» на грязном ручье, на каком расстоянии от опоры будут при этом руки у страхующего… Учить уже поздно, а наказывать за ошибки – это не его дело. Важно, что б дно было без опасных камней, а участник мог грохнуться с бревна, не ударившись при этом головой о соседнее.

Другое дело – свободные вертикали, или как мы в Ленинграде называли их в старину – «эскарпы». Идет наступление на, казалось бы, незыблемые в нашем виде каноны – судейская страховка первого на подъеме. «А судьи у вас плохо работают. Медленно выдают и задерживают... Быстро выбирают и тянут… Судейская страховка мешает…». Общее мнение: имеющиеся сегодня у участника технические средства (см. выше), не менее эффективны, чем судейская страховка.

Если заглянуть на последние 50 страниц проспекта той же фирмы Petzl, они заполнены указаниями об ограничении в применении, призывами к осторожности, приемами подстраховки каждого механического устройства. Фирма подчеркивает, что ряд устройств предназначены не для скоростных гонок по вертикалям, а для экстремального, но разумного увлечения, требующего постоянного внимания.
Следовательно, необходимо:
– проанализировать проспекты, паспорта на снаряжение, применяемое в нашем виде, на основаниичего:
– сделать четкое определение областей разрешенного и неразрешенного применения этих изделий, и условий, при которых их применение разрешено;
– по результатам проделанной работы издать «Руководство для судей и участников…», подобно тому, что было выпущено и в 2008 году и, неоднократно до того, в прошлые годы;
– ввести это «Руководство» в «Регламент» для неукоснительного выполнения, как участниками, так и судьями;
– определить меры пресечения при отступлении участниками от этого «Руководства».

На нашем 2010 года Первенстве, требующая особого внимания страховка имела место только при спуске связки на четвертом классе дистанции. Выполнялась она попеременно участниками связки.

Однако, налицо было явное стремление участников «обозначить» страховку, просто держа ее, хотя бы двумя руками, и не заботясь о свободно волочащейся по земле веревке. Непрерывные окрики судей «Держи! Выбери» — имели действие, но, согласно сегодняшнего «Регламента», не могли повлечь ни каких санкций к страхующему.

Выполняемый на «личке» подъем на одном «жумаре» тоже предмет размышления. Это устройство – для подъема, но не для страховки в ненагруженном состоянии (момент, когда участник выпрямляется, встает «захватом» на ноги). Страховать может в этот момент Mini Nraxion или Basik, но опять же, если они пристегнуты к «беседке», а не находятся гораздо выше. Для надежного срабатывания, зажима перил, этим изделиям нужно «опрокидывание» спортсмена. Считаю, что «старые» требования об обязательной судейской страховке на опасных участках трассы еще отнюдь не устарели, тем более, если страховочная веревка находится в руках несовершеннолетнего.

Нужно сказать, что заметный в статье акцент на усиленные меры безопасности при проведении юниорских соревнований, тоже не совсем корректен. Требования к обеспечению безопасности должны входит в «Правила», в «Регламент», а они, в свою очередь, должны быть едины для всех возрастных групп, а иначе то, чем мы занимаемся, - не спорт. Не может быть «Правил» раздельно для юниоров и взрослых.
Отдельно, как обещал, о судейском корпусе. Туристские соревнования уникальны соотношением количества участников и привлекаемых судей. Объяснять причину этого явления опытному в наших делах читателю не нужно.

Для справки: в соответствии с нормативами «Правил соревнований по туристской технике» (Постановление Президиума Всесоюзной федерации туризма от 14.12.90, изд. ЦРИБ «Турист» М. 1991г.), численный состав судейской Коллегии Всесоюзных соревнований (4 класс дистанций), находился в пределах 80-100 человек, в зависимости от количества дистанций и этапов на них. При этом, будучи неоднократно членом ГСК соревнований такого ранга, постоянно слышал жалобы Замов Главного судьи по видам о недостаточности этого числа.

Сегодня, при факте отсутствия бюджетного финансирования соревнований нашего ранга, а, следовательно, и средств на командирование и оплату работы для необходимого нам количества судей, вся надежда возлагается на общественников – энтузиастов нашего вида.

Опять наш «Регламент проведения…2010г». Раздел V. Требования к участникам и условия допуска. п.3. «В состав команды входят: тринадцать спортсменов, тренер-представитель команды, судья квалификации не ниже первой категории».

Ну, насчет первой категории наши составители, конечно, перехватили: можно было о квалификации не упоминать вообще. Если она есть, такой судья сам будет рваться на Первенство, что бы ее повысить. Если таких нет, то нужно хоть кого5то привести, что б как умел, но помог делу, успех которого зависит сегодня только от наших с вами общих усилий. А за одно и чему-то научится. Есть масса работы, не требующей особого опыта: судьи – контролеры, секретари, секундометристы на этапах. Уже не говорю о службах дистанций: там просто нужны работяги, и немало.

Что мы получили: из 35 участвовавших команд, судей привезли шесть (!). А ГСК рассчитывало на этих людей, заочно распределяло их по этапам. «Нету» - разводили руками представители, явно предпочитая держать свою «группу поддержки» на организации питания и быта команд.

Нарушать «Регламент» нельзя, но и отправлять домой команду, затратившую для участия большие средства, тоже не следует. Следовательно, за нарушение этой позиции нужно снимать с зачета, и такое положение вводить в «Регламент». Вот тогда, возможно, судьи будут.

Заключение

И неискушенному в юридических вопросах судье – туристу ясно, что практика организации наших соревнований весьма далека от требований Закона о спорте, «Правил», и «Регламента». Налицо масса неопределенностей и разночтений с распределением обязанностей, ответственности, определением качества снаряжения «… со степенью износа», соответствия «… спортивных сооружений, (т.е. наших дистанций) требованиям соответствующих правовых актов…». Каких правовых актов? И т. д.

И еще о «Регламенте». Вопросы безопасности дистанции в нем ограничиваются перечнем опасностей района организации дистанции: дороги, болота, свалки, заросли крапивы и т.д. (п. 3.2.1.) К сожалению не оговариваются:
– опасности склонов (осыпи, падение камней) - скальных, грунтовых, карьерных и необходимость их очистки;
– характеристика водных преград (глубина, скорость течения, характер дна);
– метеоусловия, при которых могут быть прекращены (ограничены) наши соревнования, что было особенно актуально летом 2010 года.

Сегодня «Регламент» предполагает, что наши соревнования проводятся исключительно в средней полосе РФ, на травянистых склонах, равнинных речках «по пояс», и при среднегодовой температуре.…
Ну, скажут сегодня наши активисты и тренеры. А как вы проводили соревнования, начиная с 80-х?

Ведь понимали условность всех этих бумаг и необходимость, прежде всего у ГСК, туристского опыта, знаний, осторожности и ответственности за свое дело.

Но, во-первых, наши соревнования в те времена проводились не «общественной организацией» (т.е. Федерацией), а Центральным Советом по туризму и экскурсиям, Добровольными спортивными обществами, т.е. мощными, самодостаточными структурами Всесоюзного Центрального Совета профсоюзов, определявшего и нормативную базу, и организационные вопросы, и решавшего при необходимости вопросы правовые.

Во-вторых, за последние 20 лет резко возросло правосознание наших людей, и любая серьезная спортивная травма способна теперь потянуть длиннейший шлейф расследований, обвинений и претензий.

И в-третьих. Так же, как сегодня Вы, уважаемые читатели, автор понимал, что существовавшие в те годы нормативы весьма умеренно соответствуют действительным условиям проведения, а потому, как и вы, полагался на опыт, осторожность и ответственность своих коллег – судей. Но это были другие соревнования, с другим подходом к вопросам безопасности – смотри вступление к статье.

И есть еще одно, немаловажное обстоятельство. Будучи 50 лет в спортивном туризме, я, к сожалению, многократно привлекался правоохранительными органами к расследованию обстоятельств гибели или тяжелых травм туристов (по счастью для меня – исключительно в качестве общественного эксперта, консультанта). Так вот, все без исключения следователи, занимавшиеся этими делами, туристами не были, что вполне объяснимо. Они не понимали (и не были обязаны понимать), что такое «накопленный туристский или судейский опыт», «методические материалы по туризму», «рекомендации учебной туристской литературы». Есть только статьи Законов и подзаконных актов, есть Правила и Приказы, утвержденные соответствующими инстанциями, есть Инструкции по проведению мероприятий и по технике безопасности при их проведении. При отсутствии (будем надеяться), подозрения о злом умысле, в данных обстоятельствах содержанием следственной работы будет изыскание нарушений, отклонений от вышеперечисленных нормативов, т.е. фактов «преступной халатности». В этих обстоятельствах вам должно очень повезти, если все сведется к «личной неосторожности пострадавшего». А сегодня «Нормативная база», на которой будет (не дай вам Бог) основана работа следователя, это все тот же «Закон о спорте» и наши «Правила», допускающие весьма широкое толкование.

Отсюда вывод: единственное средство сохранить, развивать, привлекать молодежь к нашим соревнованиям – это исключить при их проведении сколь ни будь серьезный травматизм участников, по меньшей мере, в той части каждой дистанции, где их безопасность зависит от решений и действий организаторов и судей. Этому должна быть подчинена и, соответственно, отредактирована вся наша нормативная база: «Регламент», «Положение», «Условия» и «Руководство».

Комментарии  
#2 Алексей Цветков 15.01.2011 03:06
пункт 2.1.1 про лиценизию... Как вообще такое попало в правила...., кто автор сего опуса? Таких лицензий у нас не существует.

С выводами автора не согласен. Чем больше бумажек тем больше вы этих бумажках буджет запятых, к которым можно придраться.
Есть же мотоспорт, гонки, альпинизм, самбо, бокс и спортивная гимнастика, альпинизм, наконец. Там даже судейскую страховку не делают. На сорвенованиях по этим видам спорта спортсмены регулярно получают травмы и это нормально. Зачем лицемерить и говорить, что в спортивном туризме все безопасно и никто не получает травм. Спортивный туризм опаснее других видов спорта и это надо помнить всем учсастникам.
Цитировать
+2 #1 Евгений Горбик 04.01.2011 18:57
Мало у нас бумаг, мало. Давайте плодить больше документов. Только знайте, что количество регламентирующих документов влияет только на прикрытие попы судейской коллегии, но не уменьшает травматизм и не увеличивает количество спортсменов.
Цитировать
Добавить комментарий

Baseg Новосибирск - все для туризма и активного отдыха

 

Последние комментарии